Импорт бытовой техники усложняется

Из года в год при импорте электронной техники в Россию появляются новые забавные сюжеты. И лучше не становится, к сожалению. В 2010 году Таможенный союз "подарил" нам лицензирование ввоза радиоэлектронных средств, изменение лицензирования ввоза крипто (то есть товаров, содержащих криптографию, или шифросодержащие товары), а также новую процедуру - нотификацию крипто. И теперь мобильные телефоны и прочие широко популярные гаджеты сегодня завозятся с помощью нотификации. Кстати, их оформлено уже более 4000. Изменились правила ввоза товаров, подлежащих обязательному соответствию. Ну и наконец заработал авторский сбор. Все импортеры и производители "пишущей" электроники и ее носителей должны перечислять Российскому союзу правообладателей 1% от таможенной стоимости, который потом будет выплачиваться авторам за то, что мы с вами их якобы копируем. Кстати, появилась и свежая инициатива министерства культуры - защитить еще и писателей, поэтому, возможно, ксероксы, копиры, e-book (электронные книги), сканеры тоже подвергнутся подобному сбору.

Однако самый главный вопрос в повестке дня - это вопрос неотнесения (пока такого слова в русском языке нет, но оно скоро появится). Ибо государство так сочинило правила игры, что мы не знаем - относится наш товар к крипто или не относится, это запчасть или нет. Есть, например, две бритвы "Филипс": одна включается в розетку, другая работает от аккумулятора. У них один код ТН ВЭД, который входит в перечень продукции, подлежащий обязательному подтверждению соответствия. При этом бритва на аккумуляторах не подлежит сертификации. Для того чтобы таможенник пропустил этот товар без сертификата, нужно разъяснение: что бритва, работающая не от сети, не подлежит обязательному подтверждению соответствия.

Комиссия Таможенного союза своим решением N 319 от 18 июня 2010 г. утвердила положение о порядке ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия. Пункт 5 которого установил, что орган в области госрегулирования выдает заинтересованным лицам письменные разъяснения о том, относится или не относится продукция к подлежащей обязательной оценке соответствия. В РФ этот орган - министерство промышленности и торговли.

До того момента большую часть разъяснений выдавал Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) и еще ряд организаций, которые входили в систему Росстандарта. И импортеры могли за три минуты получить, уплатив по "срочному тарифу", любое разъяснение относительно того или иного товара и предъявить его таможне. С 18 июня началась неразбериха. Официально за разъяснения отвечал уже минпромторг. В то же время на отдельных таможенных постах (практически до сентября) продолжали принимать справки от ВНИИСа. Уже в сентябре тысячи импортеров ринулись в департамент государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений минпромторга, где на выдаче разъяснений сидели всего двое сотрудников. И по закону ответить они должны в течение 30 дней. А что такое 30 дней, когда товар уже пришел в таможню? Начался реальный коллапс. Наконец 9 декабря 2010 г. Комиссия ТС внесла изменения в решение N 319: и пятого пункта в этом положении больше нет.

Наверное, мы пришли к нормальной деловой практике, когда вы предоставляете таможне, допустим, разъяснение ВНИИС о том, что бритва на аккумуляторах не подлежит сертификации. Таможня это либо принимает, либо назначает свою экспертизу. Кстати, минпромторг потому и "зашился", что там были уверены, что обращения будут от таможни, потому что разъяснения эти нужны именно ей, но никак не от импортеров.

Теперь о запчастях. Предмет может ввозиться в Россию как запчасть либо как готовое изделие. Все зависит от его использования после растаможки. Если он используется для ремонта других товаров - запчасть, если его продают - товар. Так вот, на запчасть сертификат не нужен, достаточно сертификата того изделия, для которого она предназначена. Если это товар - сертификат нужен. Определить, что это запчасть, а не готовое изделие может только таможенная ревизия, которая выяснит, куда пошел товар после очистки. Самое интересное, что до последнего времени определял статус детали все тот же минпромторг. Чистой воды фикция.

В конце концов это ведомство вняло разумным увещеваниям и подготовило письмо, что запчасти не должны сертифицироваться, и минпромторг не выдает на них письменные заключения. Но тут же забеспокоились таможенные органы: а если страна происхождения запчасти и страна происхождения готового изделия разные? На одном изделии (например, в мобильном телефоне) есть сотня запчастей из десятка стран. И вот у таможни новая фишка появилась: ты объясни мне письменно, почему у тебя запчасть Тайвань, а готовое изделие Китай!

Впереди нас тоже ждет очень много интересного. С 1 января 2011 г. вступает в силу статья 10 Закона "Об энергосбережении...", которая предусматривает обязанность производителей указывать класс энергетической эффективности бытовой техники. Причем ст. 9.16 КоАП за ввоз товаров без маркировки предполагает ни много ни мало конфискацию! Получается, что если на стиральной машине нет маркировки, она опаснее наркотиков или оружия и приносит колоссальный ущерб обществу. Контролировать ситуацию будет Роспотребнадзор, не таможня.

И вот единственная хорошая новость за последние дни: 22 декабря Государственная Дума приостановила действие федерального закона "технический регламент о безопасности низковольтного оборудования", который должен был вступить в силу 31 декабря 2010 года. И слава Богу! Дело в том, что упомянутый техрегламент не допускает появления на рынке товаров без нового знака обращения, а новый знак нельзя ставить, имея старый сертификат. Получается, вся продукция должна быть заново отсертифицирована! Мы практически целый год пытались получить разъяснения, что закон не имеет обратной силы, чтобы таможня знала, что ранее сертифицированный товар под действие этого техрегламента не попадает, только новый. Бестолку.

Но это еще не самое интересное. В марте 2011 г. в Комиссию Таможенного союза вносится технический регламент ТС о низковольтном оборудовании, который предполагает уже появление нового знака обращения. То есть если бы мы сейчас все дружно перемаркировались, после вступления в силу техрегламента ТС пришлось бы делать это еще раз. А это огромные деньги. Считаю, Госдума рассудила здраво, что вводить федеральный закон на столь короткий срок нецелесообразно, поскольку это повлечет за собой необоснованные солидные затраты участников рынка электробытовой и компьютерной техники, которые в конечном итоге отразятся на розничных ценах.

АЛЕКСАНДР ОНИЩУК

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ

И ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОБЫТОВОЙ

И КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ (РАТЭК)