Станислав Стремидловский: Регулирование ценовой политики в строительстве - задача государственная

Сегодня система ценообразования с активным госучастием выстраивается пока лишь в строительной индустрии. Государственная ценовая политика вовсе не сводится к директивному назначению цен. Это, в первую очередь, создание понятных нормативов сметного нормирования, единая система учета и кодификации. Устанавливая правила игры своих заказов, государство дает ориентир для частных компаний, завышать стоимость сопоставимых объектов им становится гораздо труднее.

Эксперты Федерального центра ценообразования в строительстве подготовили предложения о гармонизации технических и сметных нормативов при проектировании объектов транспортной инфраструктуры, а также целый ряд укрупненных нормативов при строительстве типовых объектов социальной и культурной инфраструктуры по госзаказу. Их принятие позволит экономить от 10 до 40% средств при бюджетном строительстве.

Укрупненные нормативы - это удачная попытка подсчета примерной стоимости строительства еще на стадии планирования. Такие нормативы нужны при бюджетном планировании для того, чтобы понять, сколько будет стоить новая школа в конкретном месте - 100 миллионов или 300. Созданы и единые перечни стройматериалов. До сих пор одни и те же стройматериалы или технологии в разных, иногда соседних регионах страны могли отличаться по цене в десятки раз. С 2011 года будет невозможно, к примеру, выпустить новое наименование тротуарной плитки с теми же характеристиками, но в несколько раз дороже и закупить ее для государственных нужд.

Сейчас заказчику, в том числе и государству, все равно, как будут строить дом, - критериями являются сроки и качество. Поэтому внедрение укрупненных нормативов - еще и способ внедрения инноваций в строительной отрасли. Как только государство перестанет оплачивать избыточные издержки строителей - для них будет мотивация развивать технологии и оптимизировать производство.

Впрочем, даже введение единых прозрачных укрупненных нормативов, понятных не только специалистам-сметчикам, но и заказчикам строительства, не будет работать на крупных федеральных стройках без изменений существующего антимонопольного законодательства. Ведь в цене строительства большую долю занимает стоимость инертных материалов - прежде всего песка и щебня. А их цену определяют мелкие региональные монополисты, владеющие карьерами по соседству с крупными стройками.

Еще одна проблема связана с несовершенством федерального закона N 94-ФЗ о размещении госзаказов. Как выяснили специалисты ФГУ ФЦЦС, начальная цена подрядов по ряду аукционов бывает даже ниже стоимостных нормативов на подобные сооружения. Однако когда государство закладывает средства на строительство объекта и стройка начинается, прекратить финансирование уже невозможно. В результате бюджетные затраты могут быть сколь угодно высокими.

Специалисты предлагают внести поправки в ФЗ-94, предусматривающие введение понятия "расчетная минимальная цена контракта", предложения ниже которой должны быть обеспечены банковской гарантией. По факту это повысит требования к обеспечению строительства по ценам, которые предлагаются значительно ниже, чем начальная максимальная цена контракта.