Какими событиями запомнился уходящий 2010 года жителям Европы и Китая

Прошедший политический год был первым годом правления черно-желтой коалиции. Канцлер Ангела Меркель и вице-канцлер Гидо Вестервелле возглавляют две входящие в нее партии: христианско-демократическую и свободно-демократическую. Обычно на уровне федеральных земель черно-желтые "браки" держатся долго.

В конце этого года оказалось, что от союза на общегосударственном уровне пострадала партия свободных демократов. Она потеряла четыре пятых своих избирателей. По опросам социологов, меньше трех процентов граждан пошли бы за нее голосовать в данный момент. Лидер СвДП Гидо Вестервелле впервые вынужден подумать об отставке.

Что думают немцы о прошедшем политическом годе в Германии?

Маркус Дам, программист, сотрудник частной фирмы, 40 лет:

- Больше всего мне запомнился неудачный старт нынешнего правительства под руководством канцлера Ангелы Меркель. Прежде всего его антикризисный пакет. Абсурдное решение освободить владельцев гостиниц от уплаты НДС якобы для поднятия конъюнктуры. На деле это просто обслуживание клиентов - своего рода благодарность за денежную поддержку во время выборов. Такого откровенного цинизма в политике правящего кабинета я не припомню.

Отчетливо выявилось в прошедшем году, что за партия болтунов СвДП, ее председатель Гидо Вестервелле прежде всего. Особенно он прокололся как министр иностранных дел. Минувший год показал, что у него никакой концепции, никаких планов относительно того, как будет выглядеть партия и страна через десять-двадцать лет.

Запомнились и беспорядки во время транспортировки отходов АЭС к месту захоронения и решение правительства, которое им предшествовало. Закон правительства Шредера о начале вывода АЭС из строя нынешний кабинет просто проигнорировал, стер из памяти. А ведь все понимают, что атомная энергия проблематична: АЭС небезопасны, методы захоронения отходов ненадежны. И все равно, вопреки протестам граждан и оппозиции правительство Меркель продлевает срок действия АЭС! Второй намек на обслуживание интересов крупной промышленности. Такое впечатление, что правительство усиленно занималось лоббистской работой, вместо того, чтобы подумать, где можно экономить энергию, как форсировать разработки в области обновляемых источников.

Торстен Хиппе, председатель районного совета партии христианских демократов в берлинском районе Штеглитц-Целендорф, 35 лет:

- Событие, которое мне врезалось в память, - добровольный уход президента Хорста Келера со своего поста. Это первый президент ФРГ, который сам сложил свои полномочия. Вспомним, что до этого он руководил Международным валютным фондом. Не случаен в связи с этим временной момент его ухода: кризис евро. Видимо, Келер не хотел поддерживать ошибочный, с его точки зрения, курс канцлера Ангелы Меркель, кстати, его соратницы по партии. Видимо, ему не понравились ее действия по финансовому спасению Греции. С одной стороны, это можно понять. Но мне кажется, он поступил безответственно в трудный момент. Рассказы о том, что Келер испугался критики из-за какой-то нелепой фразы, были лишь поводом элегантно объяснить его внезапный уход. Печально.

Другое важное событие - демонстрации против строительства подземного вокзала в Штуттгарте. Это был продуманный политический проект, который прошел все стадии демократического процесса принятия решений. Странно, что против него вышли протестовать простые граждане. Против проекта вокзала, где нельзя усмотреть никаких политических рисков! Он должен был, по идее, касаться только инвесторов и строителей. Мне вовсе не смешно, когда я думаю, что демонстранты ставили палки в колеса репрезентативной демократии. Все, что произошло вокруг проекта "Штуттгарт 21", нацелено против политической культуры Германии. Если дальше так пойдет, в нашей стране будет невозможно проводить в жизнь никакие большие строительные проекты.

Дирк Энгерт: автомеханик, 50 лет:

- Я буду краток. В минувшем году я впервые за последние двадцать лет вышел на демонстрацию. Какую? Против закона правительства о продлении сроков эксплуатации АЭС. Не забуду этого ощущения: идти по Берлину в многотысячной толпе, объединенной одной идеей, одним порывом.

Второе. Интересно было наблюдать, как саморазлагается партия свободных демократов. Кстати, я до сих пор жду обещанного Гидо Вестервелле понижения налогов!