28.12.2010 00:30
    Поделиться

    МВД составило базу данных телефонных вымогателей

    Каждого, кто владеет сотовым телефоном, хотя бы раз пытались, что называется, выставить на деньги.

    Присылали какие-то "мутные" sms-ки с просьбой перечислить некую сумму, предлагали оплатить сомнительный выигрыш или сообщали о заблокированном счете.

    Кто-то благоразумно отмахивался от заманчивых предложений, кто-то - попадался на крючок.

    По сути, сложился новый самостоятельный и весьма масштабный вид преступлений - телефонное мошенничество. Заместитель начальника департамента уголовного розыска МВД России генерал-майор милиции Виктор Ищенко рассказал корреспонденту "Российской газеты", что был проведен мониторинг, позволивший выяснить масштабы этой эпидемии. Только в этом году официально зафиксировано 11 тысяч таких случаев.

    Аналитики уголовного розыска даже составили рейтинг регионов - где больше, а где меньше применяются телефонные способы отъема денег. Любопытно, что такие преступления есть везде, кроме Чечни, Карачаево-Черкесии, Ингушетии и Мордовии.

    Сыщики систематизировали разновидности телефонных вымогательств.

    Самый распространенный вид телефонного мошенничества - так называемый "случай с родственниками". Мошенник представляется родственником или знакомым, взволнованно сообщает о том, что задержан в милиции. Причины называются разные - совершил аварию, или у него нашли наркотики или покалечил кого-то в драке. Но есть возможность за деньги "решить вопрос". Деньги необходимо привезти в определенное место и передать доверенному человеку. Цена выкупа варьируется от одной до пятидесяти тысяч долларов.

    Если абонент соглашается привезти деньги, то ему называют адрес. Когда человек туда приезжает, ему сообщают новое место встречи. С этого момента он попадает под наблюдение преступников.

    Сотрудники уголовного розыска такие преступления раскрывают, отслеживая звонки мошенников. В Санкт-Петербурге, например, поймали неоднократно судимого жулика, который, использовал городскую телефонную базу данных. Он успел провернуть 35 подобных афер.

    Порой мошенники проявляют завидную изобретательность в способах передачи денег. Например, для этой цели часто привлекают водителей такси, которые могут быть и соучастниками, или использоваться "в темную", только для передачи денег. Так, в Москве поймали группировку, которая так "помогала" освободить родственников от ответственности за ДТП. Но деньги надо было передать неким таксистам. А затем на подставных лиц их перечисляли блиц-переводом в Новосибирскую область.

    Шайки телефонных мошенников из разных регионов стали объединяться. Такая кооперация позволяет значительно расширить географию преступления. Сотрудники угрозыска округа Железнодорожный Московской области вычислили организованную преступную группу из Новосибирской и Московской областей. В структуре ОПГ была четкая иерархия подчинения, продуманное распределение функций. Группа была хорошо технически оснащена. Использовали IP-телефонию, приобретали карточки различных интернет-компаний. А чтобы скрыть номера мобильного телефона, использовали шлюзы интернет-компаний и арендованные ячейки МГТС. Когда на их след вышли сыщики угрозыска, мошенники уже совершили восемь преступлений.

    В департаменте уголовного розыска считают, что раскрытию таких преступлений больше всего мешает молчание самих потерпевших. У сыщиков уже собрано немалый информационный банк данных, где по "специальностям" сгруппированы тысячи телефонных вымогателей и аферистов, их подельников, прочие необходимые сведения. Чтобы раскрыть такую аферу, как минимум надо сообщить сотруднику угрозыска о преступлении. Дальше уже - дело техники: отслеживается высветившийся номер телефона, с которого поступило подозрительное сообщение, выясняются все этапы мошенничества.

    Как распознать телефонную аферу? Вот наиболее распространенные виды обмана.

    Sms-просьба. Абонент получает на мобильный сообщение: "У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, положи определенную сумму денег. Потом все объясню".

    Платный код. Поступает звонок якобы от оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу. Или - для перерегистрации, чтобы избежать технического сбоя. Абоненту предлагается набрать под диктовку код, который на самом деле является комбинацией для перевода денег со счета абонента на счет мошенников.

    Штрафы от оператора. Аферист представляется сотрудником службы техподдержки оператора связи и сообщает, что абонент самовольно сменил тарифный план, либо не внес своевременно оплату или пользовался роумингом. Необходимо оплатить штраф, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.

    Ошибочный перевод средств. Абоненту приходит sms-сообщение, что на его счет пришли деньги с помощью услуги "Мобильный перевод". Тут же поступает звонок и абонента просят вернуть сумму обратно тем же "Мобильным переводом".

    Воровство от имени банка. Абоненту приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована и дается номер для справки. Когда владелец карты по нему звонит, ему сообщают о том, что произошел электронный сбой и чтобы банковскую карту разблокировать, просят сообщить ее номер и пин-код. После чего легко снимают деньги со счета.

    Розыгрыш призов.Абонента поздравляют с крупным выигрышем в лотерее. А затем предлагают активировать карты экспресс-оплаты. И назвать оператору коды.

    Аналитики МВД считают, что наказание за такие аферы должно быть ужесточено. Это только кажется, что люди от этих жуликов теряют жалкие копейки. На самом деле урон огромен. Так, общий ущерб по 36 уголовным делам, возбужденным по фактам телефонных мошенничеств в МВД Карелии, составил свыше 770 тысяч рублей. А жители Калужской области потеряли из-за мошенников 1 миллион рублей.

    Так что такого рода преступления вполне можно квалифицировать как более тяжкие. Нынешняя судебная практика такова, что телефонные мошенники могут сесть максимум на пять лет.

    Поделиться