В этом году 83% россиян будут покупать новогодние подарки - для родственников, друзей и сослуживцев. Таковы результаты опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru. Особенно высок спрос на подарки в мегаполисах: дарить их планирует 96% жителей больших городов, подсчитали в Банке Хоум Кредит. И отметили рост числа тех, кто преподнесет новогодние презенты коллегам - их доля выросла с 10% в прошлом году до 24% в этом.
Но в первую очередь, разумеется, подарки получат родственники: по данным Superjob.ru детей, племянников, родителей и внуков одарит 91% респондентов, планирующих покупать подарки к Новому году. Презент своей второй половине планируют преподнести 59% участников опроса (интересно, что год назад таких было больше - 64%). Порадовать друзей собирается почти каждый второй опрошенный (47% против 54% в декабре 2009 года).
Что же будут дарить друг другу россияне? То же, что и жители других стран: косметику, парфюмерию, шоколад, алкоголь, мобильники и пр.. По данным исследования "Новогоднее настроение-2010", проведенного "Делойт", косметика и парфюмерия уже не первый год занимают лидирующие позиции в списке подарков, которые планируют преподнести россияне своим родным и друзьям (55%). Второе место занимают шоколадные сувениры (49%). По сравнению с прошлым годом число тех, кто собирается порадовать своих близких сладким подарком, возросло на 14%. А вот безделушки в виде сувениров с новогодней символикой и украшений для интерьера утратили свои позиции (с 37% в 2009 году до 27% в 2010 году), поскольку непрактичны.
Детям до 12 лет жители России, как и Европы, предпочитают дарить развивающие игры. А высокотехнологичные новинки и книги лидируют в списке наиболее предпочтительных подарков для российских подростков. Так, MP3-плеер и iPod занимают первую строчку в рейтинге подарков для подростков в России. (32% в этом году против 9% в прошлом).
Проблема в том, что, как и в прошлом, да и в позапрошлом году, предпочтения покупателей и получателей подарков заметно расходятся. По данным исследования MasterCard, например, каждый третий россиянин (34%) мечтает получить на Новый год какой-нибудь предмет бытовой техники и электроники. Почти каждый второй москвич (46%), участвовавший в исследовании, мечтает о новом мобильном телефоне или ноутбуке. Порадуются электронным новинкам и жители Уральского (44%) и Южного (40%) федеральных округов. В целом высокотехнологичные подарки предпочитают в основном жители городов-миллионников (41%).
На втором месте подарочного рейтинга оказались путешествия - 26% опрошенных хотели бы получить в подарок поездку за границу. Бронза у категории "сюрприз" - 22% опрошенных признали, что им важна не столько материальная, сколько эмоциональная составляющая подарка. 18% опрошенных хотели бы увидеть под елкой автомобиль. В конце рейтинга MasterCard плетутся еда и напитки (2%). А вот по данным "Делойт", наиболее предпочтительными вариантами подарка для россиян являются деньги (54%), на втором месте путешествие (48%), а на третьем - компьютер или ноутбук (46%).
Приятно, что подарочные бюджеты в этом году немного подросли. По данным Банка Хоум Кредит, в этом году 29% москвичей и 25% жителей регионов планируют потратить на подарки от 5 до 10 тыс. рублей. Причем дорогие подарки стоимостью от 15 тыс. рублей и выше готовы сделать около 26% мужчин и только 7% женщин. "Мы с радостью отметили, что выросла и средняя сумма, которую россияне готовы потратить на приобретение новогодних подарков. По сравнению с прошлым годом она увеличилась более чем на 1500 рублей и составила 7700 рублей", - отметил Денис Власов, директор по прямым продажам и маркетингу Банка Хоум Кредит.
А вот судя по результатам опроса Superjob.ru, только 19% россиян потратят на подарки больше, чем в прошлом году, а 28% - наоборот, меньше. Основными причинами увеличения праздничного бюджета "Делойт" называет повышение уровня доходов потребителей (46% россиян) и желание радоваться жизни, не думая о финансовых проблемах (38%). Однако по сравнению с прошлым доля тех, кто радуется жизни, заметно снизилась (-16%). Зато возросла доля россиян, которые планируют приобрести в подарок высокотехнологичные новинки, которые появились на рынке (31% по сравнению с 20% в 2009 году).
Основной же причиной снижения уровня расходов на подарки по-прежнему остается кризис. 47% российских потребителей признались, что сэкономят на подарках в связи с экономической нестабильностью. По этой же причине уменьшат подарочные бюджеты потребители Греции (82%), Португалии (70%), Франции (69%) и Украины (67%). Другая причина экономии - долги. В этом году российские потребители указывают ее в два раза чаще, чем в прошлом: 33% против 16% в прошлом году.
На чем же экономят дарители? 50% европейцев и, в частности, 57% россиян сократят общее количество подарков, что позволит им увеличить свой "праздничный" бюджет для покупки подарков близким друзьям или родственникам, и в первую очередь детям. 45% россиян выразили желание делать коллективные подарки. А вот экономить, покупая в подарок подержанные вещи, россияне не собираются (83%), в отличие от жителей Испании, Франции, Финляндии, Португалии и Великобритании.
Если уж денег на подарки не хватает, их можно занять у банка. Исследование Банка Хоум Кредит показало, что в 2010 году значительно больше людей, чем в 2009 году, заявили, что не отрицают возможности взять кредит на покупку новогодних подарков (39% против 23%). При этом в отличие от прошлого года, самым популярным видом кредита, которым готовы воспользоваться респонденты, стала кредитная карта (40% респондентов против 25% в 2009 году). Еще 38% предпочитают наличные в кредит (33% в 2009), а 15% - POS-кредит (25% в 2009 году). И если москвичи в 2010 году в большинстве своем отдают предпочтение кредитным картам (44%), то жители других городов-миллионников по-прежнему предпочитают кредиты наличными (45%). Причем респонденты, готовые взять кредит, планируют приобрести более дорогие подарки (мобильные телефоны, бытовая, компьютерная и цифровая техника), чем остальные потребители.
В 2010 году средняя сумма "подарочного" кредита выросла до 21 110 руб. против 15 380 руб. в прошлом году. "Результаты исследования показали, что жители России в 2010 году собираются приобрести больше подарков, чем в прошлом году, а сумма, которую они планируют потратить, возросла. И этот факт не может не радовать", - говорит Денис Власов.
Однако тратиться на кредит, чтобы купить подарок, который не пригодится одариваемому, обидно. Между тем опрос, проведенный при поддержке Western Union показал, что половина людей получали на Новый год подарки, которые никогда не использовали и вряд ли когда-либо найдут им применение.
"В предновогодний период очень сложно найти время, чтобы подобрать и купить подходящие подарки всем своим близким, - говорит Джонатан Кнаус, региональный вице-президент компании Western Union в странах Восточной Европы и СНГ. - В результате очень легко ошибиться и разочаровать родных и друзей, при этом потратив гораздо больше средств, чем запланировано". А раз подарки искать некогда, проще подарить деньги, - напрашивается вывод. Они уж точно никого не разочаруют, даже будучи подержанными. Им всегда можно найти применение, а если не понравятся, передарить коллегам.