Эксперты предупреждают: из-за высокого спроса на новогодний отдых за границей велика вероятность купить путевку с билетом на несуществующий авиарейс. Увы, только в аэропорту может выясниться, что лететь не на чем, а вас просто банально обманули.
Уже появились сообщения о продаже липовых билетов во французские Альпы. Но масштабы бедствия могут стать очевидными, только когда сюжеты о пострадавших пассажирах начнут мелькать в теленовостях. Недавно руководство Росавиации даже было вынуждено предупредить туроператоров, чтобы те проявляли бдительность и не отправляли туристов на фантомные рейсы.
Впрочем, еще в прошлом году для авиакомпаний было обычным делом - сначала набрать заказов, а потом идти в Росавиацию за разрешением на чартер. И всякий раз это выглядело как шантаж: люди на чемоданах - надо отправлять на международных чартерах. Это на внутренних маршрутах их можно отправлять сколько угодно. Многие компании не учитывали, что на международных линиях количество взаимных рейсов с большинством стран строго оговорены. Поэтому в высокий туристический сезон авиационные российские власти не могут оперативно предоставить дополнительные разрешения на десятки допольнительных рейсов. Авиакомпаниям запретили продавать билеты на неразрешенные Росавиацией международные рейсы. Соответствующий приказ минтранса был подписан еще в 2008 году. Но "закручивать гайки" начали только в начале 2010 года, после смены руководства Росавиации. То есть еще перед прошлыми новогодними каникулами авиакомпании вовсю продавали билеты, а потом приходили в Росавиацию и выбивали разрешения на полет. Бороться есть за что: растет количество людей, готовых платить втридорога, чтобы только улететь не потом, а именно сейчас. И платят, но при этом какое-то их количество обязательно остается за бортом в буквальном смысле слова. Впрочем, сейчас такой возможности остается все меньше. Но некоторые участники рынка не оставляют попыток заработать на каникулах.
Когда появились сообщения о липовых авиабилетах на горнолыжные курорты Франции, Ростуризм предупредил туроператоров и назвал авиакомпании, которые торгуют несуществующими чартерами. Уже к 7 декабря практически все разрешения на полеты во Францию нашим перевозчиками были розданы. Попавшие под подозрения два не очень крупных авиаперевозчика поспешили опровергнуть обвинения в том, что они торгуют "пустышками". Однако ведомства по каким-то причинам не стали публично раскрывать этих перевозчиков и туроператоров, которые с ними сотрудничают. Получается, что при выборе путевок потребитель лишается полноты информации о том, за что собирается заплатить деньги. При этом по перевозчикам и операторам есть лишь отдельные базы данных. Впрочем, при желании на сайте Росавиации можно найти сведения о том, у каких авиакомпаний есть допуски на международные чартерные программы и разрешения на регулярные рейсы.
"Полностью исключить продажи билетов на несуществующие рейсы невозможно", - считает глава правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. В прошлые новогодние праздники авиакомпаниями было перевезено более 200 тысяч пассажиров. По информации туроператоров, сейчас в ассортименте на новогодние каникулы остались буквально единичные предложения.
Причем по отдельным направлениям поток отдыхающих по сравнению с прошлым годом вырос в два раза. А это значит, что в неразберихе Нового года проблемы с липовыми билетами очень даже возможны, считает исполнительный директор компании, которая занимается организацией чартерных рейсов, Александр Морозов.
Некоторые операторы уже используют позицию власти как повод поднять стоимость затрат на дорогу в путевках на 50 процентов. Вполне возможно, что в следующем году затраты перевозчиков вырастут, но не настолько, чтобы в два раза повышать цены билетов.
При этом позиция регулятора остается по-прежнему жесткой. Глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что ранее уже были случаи "шантажа", когда билеты на рейсы были проданы, а допуска авиакомпания на это направление еще не получила.
Но закручивать гайки авиационные чиновники также не хотят. В департаменте госполитики в области гражданской авиации минтранса сообщили, что рассматриваются незначительные изменения в приказ министерства по допуску перевозчиков к полетам. В ведомстве пока не стали раскрывать их суть. Хотя, возможно, и нужно дать больше свободы перевозчикам по допуску к чартерам. В любом случае в департаменте заверили, что в этом году проблем с допусками у авиакомпаний не возникнет.
Вполне оптимистично настроена и пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Она верит туроператорам и считает, что они просто поостерегутся продавать билеты на несуществующие чартеры. Ведь по закону ответственность за такие билеты лежит не на перевозчике, а на туроператоре. Именно он заключает договор с туристом, а не авиакомпания. И все претензии - к оператору. Поэтому Ростуризм предписывает в обязательном порядке проверять наличие у перевозчика допуска к международным чартерным авиаперевозкам. А самим туристам лучше делать это в момент покупки тура. Если проблема обнаружилась в аэропорту, то об отдыхе, увы, придется забыть.