Новости

28.12.2010 00:30
Рубрика: Экономика

Билан, шаман и барабан

Новогодние корпоративные вечеринки поражают воображение иностранцев

Новогодние праздники - настоящая страда для ивент-индустрии, отрасли, которая занимается организацией праздников, кому-то нужен корпоратив, кто-то хочет сделать новогоднюю ночь незабываемой для родных и друзей, и все они обращаются к специалистам, которые умеют создавать незабываемые впечатления. Наш корреспондент тоже обратился к такому специалисту - основателю и члену правления Национальной ассоциации организаторов мероприятий, владельцу крупнейшего агентства праздников Сергею Князеву с просьбой рассказать об индустрии праздников.

- Когда зародился рынок ивент-индустрии и как он себя чувствует сегодня, после кризиса?

- Рынок зародился в 90-е годы, когда были свадьбы с тамадой, были детские праздники с массовиками, но настоящая индустрия мероприятий появилась только с появлением частного бизнеса. Образовались сразу два направления: одно - это корпоративные праздники, т.е. праздники для коллектива, другое - частные праздники для самих бизнесменов, их юбилеи, дни рождения жены и детей. Появился рынок, появились агентства, которые стали выполнять самые разнообразные заказы. В конце 90-х прибавилось еще одно направление - событийный маркетинг, то есть проведение всевозможных PR-акций и рекламных акций, похожих на праздники городского характера. В начале 2000-х рынок расцвел пышным цветом, компании получали огромное количество заказов. Стали приглашать звезд на праздники, и не только российских, но и зарубежных. Накануне кризиса в Москве только зарегистрированных агентств было около 1500, не считая фрилансеров, которых было еще столько же. Но вот грянул новый кризис, и огромное количество мелких агентств и частных предпринимателей ушли с рынка. Но в этом году опять, как грибы после дождя, стали появляться новые молодые участники рынка. Кто-то зарегистрировался, кто-то работает без образования юридического лица. В сегменте бизнес-класса работают только самые крупные агентства, их всего 7-8.

- Хотя бы приблизительно, каков объем этого рынка?

- Статистики точной нет, никто не занимался исследованием рынка, но в целом я могу сказать, что московский рынок в "тучные годы" - это 150-200 миллионов долларов в год.

- Кто работает на вашем рынке?

- Люди приходят отовсюду, это не обязательно выпускники институтов культуры или каких-то творческих вузов. Так уж получилось, что вузы, которые готовили специалистов в области культуры, оказались неспособными работать в нашем бизнесе. Специалисты, которые стоят во главе крупнейших ивент-агентств, - это экономисты, юристы, специалисты в области PR, рекламы и даже строители и учителя, и только незначительная часть - выпускники театральных вузов и институтов культуры.

- Что нужно для того, чтобы создать такое предприятие? Только драйв или же еще и первоначальный капитал?

- Для того чтобы создать ивент-агентство, хорошо бы, конечно, иметь стартовый капитал хотя бы на то, чтобы снять приличный офис и дать рекламу в СМИ. Здесь не нужны производственные площади, поэтому для вхождения в наш бизнес достаточно небольшой суммы. Кто-то входил вообще без стартового капитала, имея только мобильный телефон, а у кого-то были минимальные деньги. Чаще всего во главе агентства стоит действительно человек с драйвом или группа единомышленников. Они регистрируют агентство, создают сайт, который должен быть интересным, потому что клиент, прежде чем выйти на то или иное агентство, просматривает десятки сайтов.

- Какие требования клиент предъявляет к организатору мероприятия? Ему ведь недостаточно тамады, нужен сценарий?

- Сценарий и раньше был нужен, но если раньше он умещался на листе бумаги, то теперь это уже целая красочная брошюра. В начале двухтысячных появились тендеры. Первые тендеры объявляли только самые крупные клиенты. В основном их проводили зарубежные компании. Наши компании шли по другому пути, они выбирали агентство по рекомендации того, кто уже воспользовался его услугами. Реклама передавалась из уст в уста. После того как был принят соответствующий закон, мы - подрядчики - получаем заказы после участия в тендерах. Для того чтобы выиграть тендер, нужна прежде всего хорошая идея, которая идеально подходит под корпоративные особенности клиента или соответствует интересам и вкусам клиента. А второе - это цена, конечно же. Таким образом, тот, кто предложит максимально интересную идею за минимальные деньги, и становится победителем тендера.

- Насколько ваш бизнес доходен?

- Ну это смотря с чем сравнивать, ведь есть рынки, на которых при меньших усилиях можно больше заработать. На нашем рынке процент доходности в непраздничные дни составляет 10%, но под такие праздники, как Новый год, доходность повышается до 15%.

- Не мешают вам клиенты делать хорошие праздники, ведь вкусы у всех разные?

- Все, конечно, зависит от клиента, если он сам любит "покреативить", если он творческая личность, а у корпоративного клиента есть целый отдел, где собрались творческие люди, это не просто мешает, это порой сбивает очень сильно, потому что, когда профессионалу под руку говорят, что нужно делать, то у него поневоле руки опускаются. Иногда клиенты заявляют, что главным критерием победы в тендере будет креативная идея, а на деле выбирают продукт по другому критерию - подешевле. Ну а дешевле, сами понимаете, не значит лучше.

- Ходят легенды о праздниках, которые заказывают российские бизнесмены, какие вам запомнились больше всего?

-Самые грандиозные - это, конечно, частные праздники, корпоративы не бывают такими шикарными. А вот частные праздники способны вызвать не просто восхищение, а удивление. Корпоративные праздники интересными бывают тогда, когда клиент выбирает интересную тему. Ну, например, по мотивам "Трех мушкетеров", и готов платить за костюмы всем сотрудникам и участникам и вообще за всю обстановку. Вот такие праздники запоминаются. Уж если клиент выбрал бал по протоколу Екатерины II, то все гости получают четкое описание того, в каком костюме они должны прийти и как должны себя вести, и как танцевать - мазурки, кадрили и никаких рок-н-роллов. Это стильно, это невероятно красиво. Вся площадка превращается во дворец, а иногда эти балы проводятся и в настоящих дворцах. Иногда праздники проводятся за границей, и там обслуживающий персонал бывает поражен размахом, с каким россияне отмечают свои события. Рыцарский турнир, например, по случаю свадьбы, когда участники выступают в доспехах времен короля Артура. Там даже посуда отсутствует, а люди едят руками, как в старину, мясо жарят на вертелах, а вино наливают из глиняных кувшинов в кубки. Это необыкновенно красиво и увлекательно.

- Пригласить на праздник звезду - это престижно. Какие звезды сейчас наиболее популярны у ваших клиентов?

- Звезд приглашают разных по желанию, в соответствии с возможностями заказчика, одному под силу оплатить звезд только третьего эшелона, это те, кто когда-то был звездой, его имя звучало, и сейчас имя узнается, но на экранах телевизора уже не мелькает. Третий эшелон - это в среднем до 15 тысяч евро за 45 минут выступления. Второй эшелон - это от 15 до 30 тысяч. Это люди, которые и сейчас присутствуют на экране и периодически производят хиты, но их пик славы уже позади. И, наконец, есть первый эшелон - это суперзвезды - от 30 и до 100 тысяч евро. Это самые востребованные артисты, Дима Билан, например, после победы на Евровидении, впрочем, он и сейчас суперзвезда. Ровно так же делятся и зарубежные звезды. Одно дело пригласить кого-нибудь из бывших звезд итальянской эстрады, другое - Леди Гага, Мадонну или Джорджа Майкла. Но у суперзвезд время расписано на годы вперед, так что нужно их заказывать года за два. Ну и стоят они недешево - миллион долларов и еще полмиллиона техническое обеспечение.

- Вы работаете как с отечественными клиентами, так и с зарубежными. Чувствуете разницу?

- Разница есть - русские празднуют 5-6 часов, тогда как где-нибудь в Германии, во Франции или в Италии праздник длится 1,5-2 часа, не больше. И чаще всего это фуршет без какой-то особенной программы. Иногда задается какой-то дресс-код, который не напрягает гостей. Они не могут столько сидеть за столом, сколько наши. Наши заказчики более требовательные, они хотят, чтобы было интересно, чтобы гостей удивляли чем-то каждый час. Например, столы чтобы не стояли на полу, а были подвешены на цепях к потолку, чтобы пир проходил в греческом зале и официанты были одеты в греческие туники, чтобы были плавающие сирены, а если требуется северная экзотика, то и чумы настоящие, и шаманы настоящие, и олени тоже.

Экономика Бизнес Малый бизнес Общество Ежедневник Праздники Бизнес - Главное Новый год