В Смоленской области отменили так называемую "плату за страх" - 50-процентные льготы по оплате электроэнергии для населения зоны наблюдения местной атомной станции. Между тем, как выяснили корреспонденты "РГ", в других регионах ЦФО, где работают АЭС, таких послаблений нет уже давно.
Как пояснил корреспонденту "РГ" начальник Смоленского областного департамента бюджета и финансов Игорь Скобелев, у администрации региона фактически нет внятных оснований для предоставления этой льготы - она не носит социального характера. Деньги, которые могли быть распределены между жителями зоны наблюдения в 2011 году, предполагается направить на газификацию этой территории. До 2009-го заниматься этой работой не позволяли правила безопасности объектов атомной энергетики. Сейчас запреты сняты, и власти смогут газифицировать 35-тысячный город атомщиков Десногорск и сельские населенные пункты Рославльского района, расположенные в зоне наблюдения.
Эта история началась в 1992 году, когда правительство установило для населения 30-километровых зон вокруг российских АЭС льготные тарифы на электро- и теплоснабжение (в случае подачи тепла от системы станции). Речь шла о 50-процентной оплате, при этом расходы на обеспечение этой льготы в федеральном бюджете не были предусмотрены, а убытки погашались за счет средств энергоснабжающих организаций. В 2002 году правительство отменило необеспеченную деньгами льготу, и соцзащита граждан, проживающих по соседству с атомными станциями, легла на плечи региональных властей.
В смоленских газетах тут же появились материалы о "жизни на пороховой бочке", а местные чиновники и депутаты, представлявшие интересы жителей зоны наблюдения, организовали мощное давление на органы областной власти. Результатом стал региональный закон "о плате за страх", как емко назвали в области эту льготу. Он вступил в силу 1 января 2004 года и предоставил жителям зоны наблюдения АЭС 50-процентную льготу по оплате всего объема потребленной ими электроэнергии за счет средств областного бюджета. Затем его действие пролонгировалось, хотя в руководстве региона не было единства в отношении справедливости и обоснованности этой льготы. Это и неудивительно: по сути, невозможно одновременно декларировать полную безопасность АЭС и платить жителям 30-километровой зоны компенсацию за риск. Но "особость" города атомщиков складывалась десятилетиями, так что власти предпочли не делать резких движений.
С 1 января 2010 года "плата за страх" была монетизирована вместе со всеми остальными мерами социальной защиты, действующими на Смоленщине. В результате размер ежемесячной денежной компенсации для жителей зоны наблюдения составил всего 52 рубля, и эти перемены оказались для населения серьезным ударом. Одно дело - сознавать, что государство платит тебе за риск, и совсем другое - получить на руки полсотни рублей. В Десногорске даже появилось неформальное общественное движение, задача которого - возвращение прежних льгот. Речь, конечно, идет не о коллективе АЭС (ее работники получают довольно высокую по меркам Смоленщины зарплату и объемный отраслевой социальный пакет), а о большей части населения города и 60 тысячах сельских жителей Рославльского района, которые этих благ не имеют. При этом специфика территории отражается на качестве жизни и доходах населения, конкурентоспособности малого бизнеса и так далее.
Решением мог бы стать комплексный инвестиционный план развития Десногорска, включенного правительством России в официальный перечень российских моногородов, но с разработкой этого документа у муниципалитета пока не ладится. В облдепартаменте экономического развития и торговли считают перспективным создание на берегах десногорского водохранилища туристической инфраструктуры, привлекательной для любителей водных лыж, яхтсменов, рыбаков, и добычу песка для нужд строительного комплекса. Но чиновники отмечают, что соответствующие инициативы должны исходить от местных властей.
Впрочем, предложенную администрацией Смоленской области альтернативу льготам можно в сложившейся ситуации считать вполне адекватной. Десногорцы давно жалуются на невозможность использовать природный газ, это негативно отражается и на развитии муниципальной экономики. Впрочем, осуществить амбициозную задачу по газификации в будущем году вряд ли удастся. Соответствующей проектно-сметной документации в городе нет, да и вопрос об обеспечении природным газом крупного города с поставщиками никто пока не обсуждал.
Отметим, что Смоленщина оставалась в ЦФО последним регионом размещения АЭС, где действовала такая льгота. В Курской области в границы "льготной территории" вблизи КуАЭС попал не только город энергетиков Курчатов с населением 47 тысяч человек, но и внушительная часть нескольких густонаселенных сельских районов, а также… почти полумиллионный областной центр. Хотя на расстоянии 30 километров от станции находится в лучшем случае один из окраинных микрорайонов Курска, этого было достаточно, чтобы включить в зону весь город. И когда в 2002 году льгота здесь была ликвидирована, как вспоминает специалист Комитета по промышленности, транспорту, связи, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Курской облдумы Иван Костюченко, это вызвало жалобы населения.
Болезненно восприняли отмену скидки и жители 30-километровой зоны вокруг Калининской АЭС в Тверской области. В 2002 году перемены наиболее сильно ударили по сельчанам - их уровень доходов, в отличие от атомщиков, невелик, рассказал корреспонденту "РГ" бывший мэр атомграда Удомли Дмитрий Подушков. Он напомнил, что регионам разрешается устанавливать региональные льготы по оплате электроэнергии - как раз такие до сих пор действовали на Смоленщине и в зоне вокруг Балаковской АЭС в Саратовской области. Но парламент Тверской области этот вопрос не рассматривал.
Депутаты Воронежской областной думы также не поднимали вопрос о возвращении льгот гражданам, проживающим "в зоне действия" Нововоронежской АЭС (расположена в 45 километрах от областного центра). В администрации НВ АЭС корреспонденту "РГ" объяснили это так: мол, Нововоронеж в глазах областной элиты всегда считался этаким привилегированным городом, поэтому какие-то дополнительные преференции ему ни к чему. Однако уровень доходов нововоронежцев запредельным не назовешь. Еще в большей степени это касается жителей сел, входящих в 30-километровую зону. Так или иначе, ни о каких инициативах подобного рода в регионе не слышно.
Кстати, как напомнил Иван Костюченко, несколько месяцев назад Совет Федерации запросил для рассмотрения предложения по поддержке городов-спутников АЭС. Руководство курской станции, как и администрация Курчатова, были единодушны в инициативе восстановить льготы.