В Липецкой области уже три недели действует первый на трассе М-4 "Дон" платный участок автодороги федерального значения. 50 километров магистрали проложены в обход населенных пунктов - райцентров Хлевное и Задонск. О преимуществах и недостатках "пилотного" проекта - в специальном репортаже корреспондентов "РГ", которые проехали и по коммерческой дороге, по альтернативной бесплатной.
Льгот нет
Подъезжаем к 416-му километру федеральной дороги М-4. Именно с этой отметки для путешествующих из Москвы на юг начинается платный участок трассы "Дон". За два километра до пунктов оплаты указатель предупреждает, что здесь есть и альтернативный - бесплатный путь. Но желание прокатиться с ветерком по магистрали, построенной по самым современным европейским стандартам, берет свое. Тем более, чиновники неоднократно заявляли: проезд для местных автомобилей с липецкими номерами будет бесплатным.
Хотя мы были наслышаны, что у платежных терминалов образуются очереди, в которых водители теряют 20-40 минут, увидеть пробки не довелось. Часть идущих впереди машин свернула на альтернативную дорогу. Те же авто, что выбрали коммерческий проезд, рассредоточивались по кассирам-контролерам и после расчета, уезжали. У нас на эту процедуру едва ли ушло более минуты, хоть она и стала сюрпризом. Номера 48-го региона "зеленый коридор" нам не обеспечили, платить пришлось на общих основаниях - 55 рублей.
Как позже пояснил корреспонденту "РГ" первый замначальника управления дорог Липецкой области Владимир Мартынов, информацию, что для липчан проезд по данному участку будет бесплатным, распространили ошибочно.
Несколько слов о тарифах. Стоимость проезда зависит от времени суток и вида транспортного средства. Для легковушек и автомобилей массой до 3,5 тонны цена "билета" в один конец - 55 рублей. Для машин и автобусов от 3,5 до восьми тонн - 110, для большегрузов - 220. Ночью проезд по коммерческому участку стоит дешевле - 50, 100 и 200 рублей соответственно.
У пунктов взимания оплаты двухрядная дорога расширяется до 8-10 полос, на каждой из них установлена кабина для оператора. Турникеты обслуживают в четыре смены, в каждой - по восемь кассиров-контроллеров. Сколько кабин задействовать в том или ином направлении, решает старший смены. В нашем случае пять пропускали автотранспорт со стороны Москвы, три - в обратном направлении. Процесс прохождения турникетов проходит под видеонаблюдением - на случай возникновения спорных ситуаций, а также для контроля оплаты. Кстати, камеры установлены на протяжении всего участка.
Полученный чек водителю необходимо сохранить до конца поездки и предъявить контроллеру на выезде с платного участка. Такая система усложняет задачу тем, кто норовит вклиниться на трассу с отводов к местным населенным пунктам.
Платить или не платить?
По словам старшего смены Татьяны Турыгиной, заторы у пунктов взимания оплаты в зависимости от времени суток пока возникают, но уже реже.
- В первые дни случались конфликты, потому что не все водители знали о необходимости платить за проезд, - говорит она. - Требовалось время, чтобы приспособиться к правилам движения, порядку оплаты и контроля на трассе.
Разрешенная скорость на этом участке - 110 километров в час. Трасса оказалась незагруженной, да и качество дороги не вызывает нареканий. Магистраль имеет по две полосы движения в каждом направлении, причем встречные потоки разделены барьерным ограждением. То есть можно и поддать газку.
- На всех платных участках будет действовать автоматизированная система учета и управления дорожным движением, - сообщили в государственной компании "Российские автомобильные дороги", в доверительном управлении которой находится автодорога М-4 "Дон". - Этот комплекс обеспечивает учет интенсивности дорожного движения и его состава, распознавание государственных регистрационных номеров и регистрацию нарушений правил дорожного движения. Повысится оперативность реагирования служб ГИБДД и МЧС.
А вот с придорожным сервисом на новой дороге пока не густо. Изредка попадаются лишь деревенские жители, торгующие на обочинах елками и соленьями. Но это - вопрос времени. Министр транспорта РФ Игорь Левитин, лично инспектировавший реконструированный участок накануне его открытия, рекомендовал обеспечить здесь дорожный сервис региональным властям и частным предпринимателям.
- Это отличная возможность создать рабочие места и поддержать малый и средний бизнес, - подчеркнул он.
…Позднее, уже за платным участком остановившись у придорожного кафе, интересуемся у водителей впечатлениями от нововведения.
- Трасса нормальная, ехать можно, - говорит москвич Сергей Нефедов. - Платить согласен, но я не часто езжу в этом направлении.
- В прошлый раз в очереди у турникета простояла минут пятнадцать, - рассказывает жительница Липецкой области Наталья Кузнецова, которой по нескольку раз в неделю приходится ездить в командировки в Воронеж. - Еще пять минут потеряла из-за того, что у оператора завис компьютер. К тому же в этой пробке мне помяли бампер. Обратно ехала через Хлевное. Сэкономила время и деньги. Так что пока езжу бесплатно.
- Частнику, на которого я работаю, жалко выделять нам лишние 110 рублей "на комфорт", - признается дальнобойщик Иван, который тоже выбирает альтернативный путь.
Интересно, что в первые сутки работы коммерческого участка только 20 процентов водителей предпочли его объехать. По словам первого зампредседателя правления "Автодора" Сергей Кельбаха, в этот день удалось собрать свыше 1 миллиона 150 тысяч рублей. Сегодня и некоторые сотрудники участка не исключают, что причиной столь высоких показателей стало неведение большинства водителей относительно стоимости проезда. Ведь даже за два рабочих дня до открытия дороги тарифы еще не были определены. Сейчас, по сравнению с первым днем, бесплатный проезд более востребован.
Цена экономии
По сути, заложниками этой "экономии" становятся жители населенных пунктов, через которые проходит альтернативный путь. Возвращаясь, мы решили проехать именно здесь.
- Дорогу перейти невозможно, машины колоннами идут, - рассказывают жители села Конь-Колодезь. - Родители опасаются без сопровождения отпускать детей в школу, ведь и взрослым вдоль трассы не пройти - сносит ветром.
Дома в Конь-Колодезе расположены в нескольких метрах от проезжей части. Селяне рассказывают, что движение здесь настолько интенсивное, что порой из-за этого содрогаются стены. Кроме того, людям приходится вдыхать копоть, свинец и прочие вредные вещества.
…Кстати, миновав Конь-Колодезь и Хлевное в общем потоке машин, мы в какой-то миг оказались одни буквально в поле. Поняли, что заблудились. В общей сложности наше путешествие по альтернативным - региональным дорогам - оказалось длиннее почти на 30 километров. И те 55 рублей, которые мы сэкономили на оплате за дорогу, ушли на "лишний" бензин. Уже дома более опытные водители подсказали, как проехать быстрее. Причем почти половина этого пути также проходит по реконструированной трассе. С той лишь разницей, что пункты взимания оплаты придется объехать через Хлевное и Задонск. Выгода с такого маршрута - 60 рублей.
Между тем
М-4 получила в народе название "трасса смерти" - количество ДТП здесь достигает рекордно высоких отметок. Поэтому одним из главных аргументов в пользу платной трассы считается высокая безопасность дорожного движения. Но согласно статистике УГИБДД УВД Липецкой области, в период с 6-го (день открытия платной магистрали) по 17-е декабря на участке с 414-го по 464-й километр трассы "Дон" произошло девять ДТП, в которых погибло четыре человека и 12 получили ранения различной степени тяжести. Правда, статистика не оговаривает, где именно произошли эти катастрофы - на платной или альтернативной трассе. Но за такой же период прошлого года на данном отрезке дороги аварий было в три раза меньше (три ДТП, два трупа и трое пострадавших).