28.12.2010 00:44
    Поделиться

    Белгородским медучреждениям предстоит конкурировать не только с частными клиниками, но и между собой

    С 1 января в России вступит в силу новый федеральный закон об обязательном медицинском страховании. У каждого гражданина будет право выбора страховой организации, а также медучреждения и лечащего врача. "Это произойдет не сразу, поскольку закон предполагает двухлетний переходный период, чтобы хорошо подготовиться к работе в новых условиях", - пояснила в недавнем интервью "РГ" министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.

    Накануне вопросы реализации нового закона обсудили в правительстве Белгородской области. Чиновники уверены, что предоставление жителям региона выбора, какой поликлинике или больнице доверить свое здоровье, заставит руководителей всех медучреждений повышать качество оказания медуслуг. Однако эксперты считают, что пока конкурентную среду можно сформировать только в региональной столице и крупном промышленном райцентре Старый Оскол.

    Представители управления здравоохранения Белгорода, анализируя проблемы, связанные с реализацией главных принципов закона, выделяют две главные. Во-первых, к квалифицированному доктору сможет обратиться столько пациентов, что он будет не в состоянии их обслужить, а это негативно скажется на качестве оказываемой помощи. Во-вторых, если прикрепить к врачу пациентов, проживающих на территории разных участков, ему потребуется куда больше времени для их посещений на дому.

    Поликлиники будут формировать свои доходы в зависимости от объемов оказанных услуг

    Конкуренция между медучреждениями, которые обслуживают белгородцев по страховым полисам, нужна, единодушно соглашаются пациенты. К традиционным очередям и не всегда вежливому обслуживанию в поликлиниках зачастую добавляется еще и коррупция. Так, в нынешнем году к уголовной ответственности был привлечен невропатолог из Валуйской районной больницы, потребовавший от пациента 150 рублей за каждый день оформляемого им больничного листа. Другая история, о которой узнала общественность, случилась в одной из белгородских больниц, где врач-гинеколог пыталась убедить пациентку в необходимости срочной операции, требуя за нее семь тысяч рублей. Взяточницу "повязали" с поличным - мечеными купюрами.

    Региональные власти признают: один из главных факторов коррупции в больницах и поликлиниках - низкий уровень доходов медиков. Недаром еще в начале года губернатор Евгений Савченко поручил департаменту здравоохранения и соцзащиты населения довести среднюю зарплату в этой сфере до 15 тысяч рублей.

    Впрочем, на обсуждении программы модернизации областной системы здравоохранения глава региона назвал приоритетными направлениями повышение квалификации медицинских кадров и душевного отношения к пациентам.

    - В советское время в Белгороде, в отличие от соседних Курска, Воронежа и Харькова, не было своего медицинского института или академии, - рассуждает о качестве медуслуг в регионе врач областной больницы, попросивший не называть его фамилию. - По окончании этих вузов выпускников ожидало распределение, в ходе которого лучших специалистов оставляли у себя, а худших отправляли в другие регионы. В результате мы получили относительно слабые медицинские кадры. Правда, в последнее десятилетие ситуация стала несколько исправляться за счет мигрантов из бывших советских республик, которые переезжают в Белгород на постоянное место жительства.

    Сложнее обстоят дела с кадрами в медучреждениях, которые обслуживают села и отдаленные райцентры области. За десять лет - с 1998 по 2008 годы - количество участковых больниц в регионе сократилось почти втрое - с 35 до 13, то есть в небольших районах в медицинской сфере конкурировать некому и не с кем.

    - Закон предполагает, что поликлиники как автономные учреждения будут формировать свои доходы в зависимости от объемов оказанных услуг, - отмечает заведующий терапевтическим отделением отделенческой железнодорожной больницы на станции Белгород Михаил Валуйский. - Причем речь идет не столько о конкуренции между учреждениями здравоохранения, сколько между отдельными врачами. Например, в нашу железнодорожную поликлинику уже сейчас постепенно переходят некоторые пациенты из городской поликлиники, которая находится буквально в пятистах метрах. Люди идут туда, где им больше нравится. Поэтому наш главврач старается стимулировать персонал, чтобы ни один пациент не ушел недовольным.

    - Недавно пришлось сдавать кровь на какой-то анализ, за который нужно платить, - рассказывает житель областного центра Олег Гончаренко. - Сделать его можно в любой поликлинике, но я обратился в частную лабораторию и не пожалел. Там и персонал вежливый, и стерильность в глаза бросается, а для анализа меня усадили в специальное удобное кресло. Но больше всего понравилось, что за результатом можно было не идти. Я взял его на сайте лаборатории и распечатал, зайдя в "личный кабинет" при помощи пароля, который выдали при оплате. А в регистратуре моей районной поликлиники даже нет ксерокса.

    Но конкуренцию бюджетных учреждений с коммерческими многие наблюдатели не считают решением проблемы качества медобслуживания. Во-первых, на Белгородчине пока представлены преимущественно терапевтические частные клиники, в то время как наиболее затратным является хирургическое лечение. Во-вторых, даже приватные клиники, встраиваясь в систему социального обслуживания населения, сталкиваются с одними и теми же проблемами. Так, в офтальмологической клинике, построенной на средства одного из депутатов Госдумы, бесплатный прием пенсионеров привел к очередям, которые раздражают тех, кто готов платить за коррекцию зрения.

    Да и специалисты регионального Роспотребнадзора отмечают: пока частная медицина далеко не всегда отличается высоким качеством услуг. В ходе плановых проверок, проведенных в последние годы, они выявили десятки нарушений. Инструменты хранятся в неупакованном виде, предоставляемая потребителям информация не соответствует действительности или не является полной, цены на услуги после окончания лечения становятся для пациентов неприятным сюрпризом - таков далеко не полный список нарушений, устранять которые пришлось медикам.

    - В прошлом году мне дали телефон частного педиатра, - делится опытом посетительница одного из белгородских форумов. - Мы позвонили ему, когда у ребенка была высокая температура. Ждали весь день, но врач даже не соизволил перезвонить. Под вечер позвонили своему участковому педиатру на домашний телефон - она примчалась мгновенно. Теперь она доступна нам на мобильной связи даже в выходные. За такое обслуживание мне и денег не жалко.

    Действительно, некоторые пациенты предпочитают мотивировать рублем медиков бюджетных медучреждений, поскольку доверяют им больше, чем представителям частных клиник. Но насколько правильным является такой подход, сказать сложно. Тем более что, по мнению Михаила Валуйского, большинство сотрудников частных медучреждений составляют врачи-бюджетники, подрабатывающие таким образом "на стороне".

    Поделиться