Совет Российского союза ректоров обсудил обновленный проект закона "Об образовании".
Как уже писала "РГ" (номера за 21.09, 30.11, 01.12, 14.12, 21.12 с.г.), после того, как на законопроект обрушилась лавина критики, был подготовлен второй вариант - сокращенный, с положениями более общего характера. Сейчас он выставлен на всеобщее обсуждение в Интернете. Но по словам советника президента Вениамина Яковлева, обсуждают его пока что в основном, специалисты - сами педагоги и те, кто работает в системе образования. Большинство же россиян волнует главное: останется ли образование бесплатным?
- Останется, хотя в тексте есть острые моменты, которые касаются социальных вопросов, - подчеркнул советник президента, который возглавляет рабочую группу по доработке документа. - Наша Конституция гарантирует всем доступность и бесплатность образования и ничего в законе не должно вступать в противоречия с Конституцией.
Возможно ли государственное финансирование частных учреждений? Может ли предпринимательская деятельность приравниваться к образовательной услуге? Смысл предпринимательства - систематическое получение прибыли, что неприменимо к образованию. Вопросы эти, действительно, очень сложные. Ведь в новом проекте закона говорится о доступности бюджетных средств для всех организаций образования, в том числе - частных. Государство на определенных условиях может привлекать их к выполнению госзаказа.
Собственно, и сейчас некоторые муниципалитеты помогают бюджетными средствами частным образовательным учреждениям. Как правило, это школы. Но подкидывают деньги не во всех регионах, и не в полном объеме.
В то же время в Ассоциации юридических вузов России считают, что госзаказ в сфере высшего образования может распространяться только на подготовку кадров для государства. А, допустим, юристы для частных фирм должны обучаться по каким-то иным правилам.
Ректор Самарского медицинского университета Геннадий Котельников с этим тоже согласен. Фармацевтические факультеты всех вузов страны давно готовят кадры для бизнеса - государственных аптек и фармпредприятий почти не осталось. Но бизнес не тратит ни рубля на их обучение.
- Надо прописать в законе механизмы государственно-частного партнерства, - предлагает ректор. - И обязательно повысить стипендию аспирантам.
В Самаре провели исследование, кто сейчас идет в медицинскую науку? Оказалось, почти все аспиранты - дети обеспеченных родителей. Да и как иначе? На стипендию в полторы тысячи рублей без родительской помощи не прожить. Подрабатывать медикам сложно - зарплаты в этой сфере очень низкие. По мнению Котельникова, педагоги, особенно молодые, перестали заниматься воспитанием учеников и студентов. И этому их надо обучать, а в законе стоит закрепить эту обязанность.
Высказались ректоры и по поводу отмены новым проектом академий. Большинство все же - за них. Ректоры предлагают не упразднять все академии одним махом, а провести это планово, в рамках аккредитации. Сейчас в России около 140 академий, которые могут попасть в неприятную историю после введения закона в этой редакции. Поменять вывески, документы, печати и все бланки займет полгода-год. - Надо прописать в законе обязательность дошкольного образования, НПО и СПО, аспирантуру, ассистентуру, докторантуру - о которой вообще нет пока ни слова. И бережно отнестить к тому, чтобы сохранить все социальные гарантии профессорско-преподавательскому составу и студентам. - высказал свое мнение ректор МГУ Виктор Садовничий.
Об обязательности дошкольного образования речь уже заходила не раз. Никто не спорит, что это хорошо. Но сейчас нет реальной возможности обеспечить всем детям это право.
Садовничий заметил, что в проекте есть еще неясности по страхованию, аккредитации, вопросам интеграции науки и образования, связям с РАН, и предложил ректорам к 24 января представить предложения к проекте закона.
Андрей Фурсенко,
министр образования и науки РФ:
- Хочется иметь закон прямого действия, но тогда он получается слишком большим. Как и вышло с первым проектом. Закон об образовании, если он не сугубо популистский, никогда не будет принят на "ура". Есть разные интересы групп, особенности противоречивой экономики. Что касается педагогических кадров, уверен, что в педагогике, как в медицине, должен быть допуск к профессии. Но надо понимать, что такую аттестацию не везде легко провести. Что, учить педагогов воспитанию? Это все равно что бороться за чистоту, когда надо просто взять и подмести улицу.
Теперь по аспирантам. Я считаю, что оплата стипендии аспирантам - это ответственность руководителя. Аспирант должен получать деньги за то, что занимается наукой. А если руководитель не может обеспечить эту оплату, то он не должен брать аспирантов. С названиями вузов сейчас много путаницы. Мне до сих пор жаль, что мы переименовали МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана. Можно было в названии Бауманки поставить в скобках технический университет, а в названии оставить, как и было "техническое училище". Мы много раз говорили об этом с Федоровым - прежним ректором Бауманки. И новый ректор со мной тоже согласен.