Из 500 миллиардов рублей, выделенных на развитие и содержание московского транспортного комплекса на 3 года, около половины (232 миллиарда рублей) потрачено с процедурными нарушениями.
Такую мягкую формулировку озвучил вчера аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин, говоря об итогах проверки целевого использования бюджетных средств в столице. Напомним, проверку Счетная палата проводила по просьбе нового мэра Москвы, усомнившегося в том, что один километр строительства московского метро может стоить 5 миллиардов рублей. Однако, если первоначально планировалось проверить расходование средств, выделенных из бюджета только для метростроевцев, то затем, заодно, решили проверить три ГУПа: "Московский метрополитен", "Мосгортранс", а также департаменты: транспорта и связи, дорожно-мостового и инженерного строительства, ЖКХ и благоустройства.
Кстати, вчера вместе с руководителем проверки столичного транспортного комплекса, на брифинге присутствовал и глава контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских и новый руководитель департамента транспорта и связи города Москвы Николай Лямов. Судя по их комментариям, краски решено было не сгущать. "Во-первых, итоги проверки только предварительные, - пояснил Сергей Рябухин. - Окончательный аналитический отчет будет представлен на коллегии Счетной палаты 28 января и направлен в правительство Москвы 4 февраля 2011 года". Во-вторых, пояснил вслед за коллегой глава московской Счетной палаты, эта проверка - не самоцель, а тщательный анализ, благодаря которому новое руководство столицы выработает новые решения, направленные на более эффективные траты бюджета.
Подобная лояльность вполне объяснима. Аудитор, к примеру, признал, что диапазон трат на строительство одного километра московского метро большой и составляет на отдельных участках от 3,4 миллиарда до 6,9 миллиарда рублей. Автодорожные проекты бюджету города обходятся от 1,5 миллиарда до 4,8 миллиардов рублей за километр. Что касается строительства метрополитена, то, по словам Виктора Двуреченских, "золотой километр станции метро "Дубровка" вышел за все параметры трат из-за тяжелых грунтовых работ, которые многократно удорожили стоимость строительства".
"Если бы линию вели чуть дальше, это обошлось бы без переделок", - предположил Двуреченских, добавив, "что при условии правильных управленческих решений, можно было бы сэкономить на километре до трети (29 процентов) расходов". А Сергей Рябухин назвал еще один корень проблемы дорогого ценообразования. По его словам, нормы, по которым проектировщики рассчитывают в настоящее время стоимость прокладки одного километра - почти 30-летней давности и не учитывают ни новых, более эффективных технологий, ни новых машин и оборудования. Рябухин заявил, что после соответствующей оценки ученых в Минфин и Минтранс Счетная палата направит предложения по пересмотру старых норм. Возможно, тогда стоимость километра в Москве действительно подешевеет.
В целом, не вдаваясь в подробности, Сергей Рябухин перечислил перечень пяти главных нарушений в финансовой сфере транспортного комплекса Москвы. Больше всего подозрений, на сумму 122 миллиарда рублей, у аудитора вызвала процедура проведения государственных и муниципальных закупок. В пример он привел департамент дорожно-мостового строительства, который заключил 14 контрактов всего с одной компанией. При этом Виктор Двуреченских призвал журналистов "не терзать" своего коллегу уточняющими вопросами о подробностях финансовых нарушений, так как они требуют "осмысления и затрагивают судьбы десятков людей".
"Нарушения бывают разные - процедурные и - "когда себе в карман положили", - подчеркнул Двуреченских. - Не надо заранее - черноты". Тем не менее, на вопрос журналистов, будут ли материалы проверки Счетной палаты передаваться в правоохранительные органы - генпрокуратуру, Сергей Рябухин ответил утвердительно.
Журналистов в данном случае заинтересовал еще один вопрос, что все это время делала Контрольно-Счетная Палата Москвы и почему закрывала глаза на нарушения? В ответ ее руководитель заявил, что с одной стороны "невостребованность материалов" зависит не от Счетной палаты. А с другой, по его словам, в настоящее время территориальные Счетные палаты России не обладают достаточными полномочиями. "По сегодняшнему законодательству палаты не имеют права проверять коммерческие предприятия, пусть даже со 100-процентным участием города. А к ним сегодня относятся многие столичные ГУПы, в том числе "Московский метрополитен" и "Мосгортранс", пояснил "шокирующий" факт глава КСП Москвы".