Юрий Богомолов: "Драматический разрыв" между реальностью и ТВ грозит увеличиться еще больше

Праздник все ближе, а разборки в эфире все скандальнее. Причем как на общественно-политической почве, так и на почве шоу-бизнеса. Всю неделю в разговорных шоу не утихали споры по поводу вспышек насилия в Москве и в Минске. Мастера массовой культуры продолжали с разной степенью интенсивности перетряхивать свое исподнее. Топ-менеджеры главных телеканалов в рамках итогового отчета президента страны вынуждены были ответить на пару неудобных для них вопросов по поводу свободы СМИ.

Одно к одному

То были вопросы на засыпку. Начальники телевизионных СМИ отвечали уклончиво и осторожно, словно шли по канату, натянутому над пропастью. Самое интересное мы узнали от руководителя НТВ. Он признался, что любит общественность в качестве... "пушечного мяса" для ток-шоу.

Показалось, что президент был несколько смущен такой откровенностью господина Кулистикова.

Еще раз словосочетание "пушечное мясо" в тот день прозвучало из уст другого, но уже заграничного теленачальника. Случилось это на ток-шоу "Последнее слово" (спецвыпуск), гостем которого стал руководитель белорусского ТВ господин Зимовский. Он явился к нам по видеомосту. Его говорящий поясной портрет возвышался над другими участниками в студии, отчего смотрелся устрашающе монументальным. С лица его не сходила снисходительная усмешка над кипятящимися участниками дискуссии. Он-то и произнес зловещую формулировку, но теперь не в фигуральном смысле, а в прямом, поскольку на экране бежали кадры избиения журналиста. Спецназовец молотил дубинкой по человеку с остервенением повара, отбивающего бифштекс перед тем, как его бросить на раскаленную сковородку.

Еще больше Зимовскому понравился аудиорепортаж журналистки Ирины Халип о том, как ее избивали в прямом эфире. А рассказ журналиста Антона Верницкого о том, как его положили опричники Лукашенко лицом в снег, белорусскому теленачальнику не понравился - рассказ бледный, невыразительный, без драматизма. Журналиста, можно сказать, пальцем не тронули, а он теперь нюни распустил, сопли жует и настраивает народ России против белорусского батьки.

В программе "Центральное телевидение" Вадима Такменева тема была продолжена в сюжете Павла Селина. В эфире прозвучал фрагмент из выступления Лукашенко перед парламентариями, но уже по поводу превращения в бифштекс своего политического соперника, кандидата в президенты господина Некляева. Сказано было примерно следующее: "Ну, подумаешь, ударили его по голове, ну, расквасили ему нос... но ты же мужик. Так он сразу в поликлинику запросился, на больничную койку..." Смех в зале.

Понятно, что мужик - президент не мог стерпеть этого, и недобитого Некляева отволокли за решетку на тюремные нары.

"ЦТ" на этом не успокоилось и, следуя пожеланию нашего президента не допускать драматического разрыва между тем, что происходит в реальности, о чем пишут в Интернете, и тем, что отражается на телеэкране, организовало "очную ставку" между бившим по голове "жемчужным прапорщиком" Бойко и битым гражданином Семеновым. Этот сюжет - отдельное удовольствие.

Могло показаться, что сейчас, на наших глазах массивный прапорщик вслед за Филиппом Киркоровым сделает вид, что испытывает некоторое чувство неловкости за свое "нетактичное поведение" по отношению к потерпевшему, а затем извинится перед ним. Пускай, не так артистично, как это сделал Филипп. Но хоть как-нибудь... Тем более что видеозапись эпизода, воспроизведенная в эфире, подтвердила обвинение наглядно, зримо... Тем более что и избитый им Дмитрий Семенов стоял на расстоянии вытянутой руки. Но не смог.

Не смог пойти против своей обесчеловеченной Сути.

Как не смог пойти против нее господин Проханов, который на минувшей неделе, кажется, дневал и ночевал в эфире российского ТВ.

Посеявшие ненависть

Он сеял ненависть в телеаудитории с такой исступленной энергией, которая была вполне соотносима с той, что бушевала среди подростков в памятный вечер на Манежной. Он этим отличается. Несколько раньше писатель выразил желание увидеть повешенным Николая Сванидзе. На этот раз инженер человеческих душ так разбушевался, что пригрозил своему оппоненту Марку Розовскому вывести его за ухо из студии.

О чем более всего шумели на прошедших ток-шоу народные витии? О том фашисты или не фашисты - декабрьские мальчики, выкрикивавшие "Россия для русских!" и бившие смертным боем в подземке тех, кому не повезло родиться со славянской внешностью.

Когда слышишь, что эти дети не могут быть фашистами потому, что они не знают, что это такое и с чем его едят, вспоминается одно высказывание Хемингуэя. Перед войной его спросили: а есть ли в Штатах фашисты? Он сказал уверенно: "Есть! Но многие из них не знают, что они фашисты".

Как это ни прискорбно, но надо признать, что там, на Манежной, бушевали фашистские эмоции. Пока еще бессознательные. Но, когда они станут осознанными, когда они обретут идеологическую крышу, когда фашизированная толпа найдет своего патологического фюрера, будет совсем скверно.

Не все так плохо

В мире шоу-бизнеса по-своему весело. Это отдельная страна, но и здесь нешуточные проблемы, судя по событиям, случившимся накануне Нового года.

Да, Король-Солнце бриллиантовый наш Филипп Киркоров извинился за учиненный им мордобой на публике. И даже отчасти отмылся. И даже приговорил себя к исполнению патриотической песни "С чего начинается Родина", которую он исполнил по "ЦТ" на радость телеведущему Вадиму Такменеву. И Король снова на белом коне. И сам в белом. До следующего срыва.

...Но тут прорвало Лолиту на передаче "Последнее слово". "Девушка без комплексов" пришла в эфир, чтобы заступиться за Короля и выразить ему верноподданнические чувства, но неожиданно набросилась на Иосифа Пригожина, и полилось из ее уст такое, словно это не певицу прорвало, а канализационную трубу.

Что обнадеживает, так это убеждение: нет такой мерзости в шоу-бизнесе, которая бы не пошла к его украшению.

***

В тени общественно-политических и шоу-бизнесовых скандалов остался незамеченным тот факт, что мы потеряли 5-й Петербургский канал. Закончили на нем свой круг бытия фирменные питерские программы - "Картина маслом", "Суд времени", "Программа передач", "Открытая студия". А к этому стоит вспомнить, что где-то в середине осени канула в небытие лучшая программа минувшего сезона - "Справедливость".

Увы, скверный тренд на нашем ТВ обозначился к концу года: резко сократилось количество площадок, на которых можно обсуждать общественно-социальные проблемы. А с этим явилась опасность увеличения "драматического разрыва" между реальностью и ее отражением на телеэкране.