Ограничение экспорта зерна, введенное в России этим летом из-за массовых неурожаев, заставило трейдеров искать новые рынки сбыта.
О том, как дальше будет развиваться ситуация на рынке, рассуждает генеральный директор ГК "Белый Двор", одной из крупных зерновых компаний Юга России, Артем Екушевский.
- Артем Владимирович, что происходит на зерновом рынке страны сейчас и как будет развиваться ситуация в ближайшее время с учетом того, что ограничение на экспорт зерна пока не снято?
- Одна из главных тенденций, влияющих на ситуацию на мировом рынке зерна, - неурожай, связанный с климатическими изменениями в мире. Второй важный фактор - рост потребления зерновых во всем мире. К чему это должно привести? К увеличению закупочных цен повсюду. Эта ситуация должна была дать серьезный толчок развитию сельского хозяйства в РФ. Но из-за отсутствия компетентной информации - а это единственная серьезная, на мой взгляд, причина - мы закрываем для себя внешний рынок, тем самым лишая своих производителей гарантированных доходов.
Но пока реалии таковы, что цены на отечественном рынке не вырастут для производителей как минимум до июля следующего года. Снимут ли ограничения на экспорт зерна в июле, сейчас сказать сложно. Оценивать урожай-2011 можно будет лишь в октябре-ноябре, соответственно лишь к осени можно ждать открытия рынка. Но и это можно считать оптимистическим вариантом развития событий. Пессимистический прогноз мировых аналитиков: экспортные ограничения останутся в силе до президентских выборов 2012 года.
Нужно признать, что закрытие границ для экспортеров негативно влияет на всю зерновую отрасль: наши сельхозпроизводители не получают достойную цену за собранный урожай, а ведь у многих из них есть серьезные кредитные обязательства, приобретенная по лизинговым схемам техника. Можно бесконечно помогать селянам субсидиями и это нужно делать, но нужно и давать им возможность самим честно зарабатывать. Уже сейчас по ЮФО можно найти множество предложений о продаже уборочной техники, которая приобреталась селянами в лизинг. Очевидно, что аграрии не справляются с выплатой кредитов и при выборе новой уборочной техники вынуждены искать наименее затратные варианты.
Я понимаю, что таким образом государство пытается стабилизировать цену на хлеб. Но если задуматься: какова составляющая цены зерна в стоимости конечного продукта? Не так велика, кстати, если мы возьмем все составляющие, такие как ГСМ, электроэнергия, налоги и так далее.
- России хватит собранного в этом году зерна?
- Хватит и даже еще останется. Если бы удалось правильно спланировать экспортные квоты, трейдеры смогли бы без ущерба для государственных интересов продать качественное зерно этого урожая, а не скармливать его коровам, как происходит сейчас. А фураж, которого не хватает для животноводства, мы могли бы и закупить по более низким ценам. Приведу такой пример: пшеница 4-го класса, которая всегда шла на производство муки, продается сейчас на комбикормовые заводы.
При этом переходящие запасы зерна прошлых лет до сих пор лежат невостребованными в интервенционном фонде. Там хранится зерно урожая аж 2008 года, которое за счет расходов на хранение становится все дороже и дороже. Но отнюдь не лучше качеством. Почему интервенционный фонд, один из главных механизмов сдерживания цен и запасы на случай подобных ситуаций, не работает - большой вопрос.
- Чем в этой ситуации могут сейчас заниматься зернотрейдеры?
- Вариантов несколько. Либо говорить, что все плохо, и находиться в депрессии, либо работать на внутреннем рынке страны. Мы развернули потоки на внутренний рынок. Поставляем зерно в пострадавшие от неурожая регионы страны. В первую очередь речь идет о Центральной России.
Большой плюс в том, что в этих условиях государство позаботилось о скидке на железнодорожные тарифы для транспортировки зерна, но и тут не обошлось без проблем. Пока сориентировали транспортные потоки в новом направлении, прошло немало времени. Всегда товаропоток был направлен на юг, теперь - в обратном направлении. Инфраструктура оказалась к этому не готова, и ушло немало времени на перенаправление потоков. "Щадящий" железнодорожный тариф будет действовать до нового года и, надеюсь, его продлят и на 2011 год. Но есть риск, что эта экономия на транспортных расходах будет компенсироваться традиционным постновогодним повышением тарифов от РЖД.
- Не очень радужные перспективы вы рисуете для отрасли.
- Но мы, тем не менее, остаемся оптимистами и продолжаем искать возможности для самореализации. Сейчас на Дону складывается очень благоприятная ситуация для развития инновационных технологий, во многом связанная с произошедшей переменой в руководстве области. Губернатор Василий Голубев четко дал понять, что область будет развиваться именно так, и по первым шагам губернатора это видно. Пример: последняя венчурная ярмарка, проведенная в области, вышла, на мой взгляд, на качественно новый уровень. Для участия в ней впервые были привлечены чиновники федерального уровня и ведущие экономисты.
- Каким образом инновационные технологии могут касаться сельского хозяйства?
- Это ошибочное мнение, что инновации необходимы лишь в проектах, связанных с освоением космоса, в связи, в промышленном производстве. Есть не менее перспективные отрасли - строительство, сельское хозяйство, - где инновации не менее востребованы и даже более окупаемы.
- Например?
- На Дону, как в любом сельскохозяйственном регионе, остро стоит проблема утилизации отходов сельхозпроизводства. Солому или лузгу от переработки подсолнечника, к примеру, привыкли просто сжигать, а ведь это прекрасный энергоресурс, который можно было бы превратить в твердое экологически чистое топливо.
В Европе это направление уже хорошо развито, есть интерес бизнеса и сформировавшийся рынок сбыта. Мы же пока сильно отстаем. Есть несколько зарубежных компаний, желающих поработать в этом направлении на территории области, но пока все думают лишь о том, чтобы брать здесь сырье и вывозить его на свою территорию для переработки.
У нас - другие планы. Мы хотим создать весь цикл до переработки сельхозотходов в электро - или тепловую энергию. Этим можно убить сразу двух зайцев: снизить стоимость энергии на рынке и сделать АПК более рентабельным. Фермер сможет заработать не только на смолоченном зерне, но и на соломе, которую сейчас он вынужден сжигать.
- Каковы сроки начала реализации этого проекта?
- Надеемся начать в следующем году. Запуск пройдет в несколько этапов. Первый - это изготовление самого продукта и его реализация на внешние рынки. Второй - это применение на внутреннем рынке, то есть выработка энергии внутри региона. Сложно сказать, когда вложения смогут окупиться, но начинать нужно уже сейчас. Все понимают, что будущее - за возобновляемыми источниками энергии.
Сейчас мы ведем переговоры с несколькими вузами, на базе которых с нашим участием могут быть созданы инновационные площадки - лаборатории, конструкторские бюро, - которые смогут разработать необходимое оборудование.