Новости

30.12.2010 00:45
Рубрика: Экономика

Цена приземления

Минтранс намерен пересмотреть тарифы на обслуживание авиакомпаний в аэропортах

В следующем году планируется по-новому организовать систему воздушного движение через Московский авиационный узел. Здесь возможны два варианта, сообщил министр транспорта Игорь Левитин на встрече с журналистами.

Первый - создать единую управляющую компанию без участия в собственности аэропортов Домодедово, Внуково и Шереметьево. Второй - в управляющую компанию по организации воздушного движения вольются активы всех трех аэропортов. Однако, по мнению министра, первый вариант, когда сохраняются три хозяйствующих субъекта, все-таки лучше. И это доказал произошедший из-за непогоды авиаколлапс, начавшийся в прошлые выходные. Из одного аэропорта в другой направлялись рейсы и реагенты от обледенения. А если бы административно был один аэропорт, то ситуация сложилась бы намного хуже, констатировал министр.

Что касается продажи столичным правительством авиакомпании "Москва", то уже ведутся переговоры с возможным покупателем. Однако у регионального перевозчика есть значительный долг. И сейчас идет обсуждение условий продажи. Но на январь билеты на рейсы "Москвы" уже проданы. Так что региональным властям придется финансировать свою авиакомпанию, если в начале года не решится вопрос ее перехода к другому собственнику.

Глава минтранса также пообещал, что вместе с Федеральной антимонопольной службой министерство будет работать над снижением стоимости авиабилетов. По его словам, сейчас 20 процентов  в цене билета составляют аэропортовые сборы, 30 процентов - топливо, 5 процентов закладывается на оплату аэронавигационного обеспечения, и только 30 процентов приходится на рыночные отношения между авиакомпаниями.

Аэропорты уже начали передавать топливно-заправочные комплексы из своего подчинения другим компаниям, что сыграло на понижение стоимости авиакеросина. Зато аэропортовые сборы за последние три года выросли с 17 до 30 процентов. Левитин считает необходимым разработать методику, которая бы позволила  рассчитать реальный тариф для обслуживания авиакомпаний в аэропортах. Так как 5 процентов для  аэронавигационного обеспечения, по его мнению, тоже довольно высокая нагрузка на пассажиров, тем более, что  аэронавигация получает поддержку из федерального бюджета.

А вот с европейскими авиакомпаниями, по словам министра, пока наши перевозчики конкурировать не могут, поэтому и речи не может быть об "открытии неба" и отмене назначенных перевозчиков. Одна европейская крупная авиакомпания имеет в парке столько судов, сколько все российские вместе взятые, пояснил министр. Впрочем, ФАС все-таки настаивает проработать этот вопрос. "Но должны поддерживать наших перевозчиков даже после вступления во Всемирную торговую организацию", - сказал  Левитин. Но, вполне возможно, что можно будет открыть рынок в небе СНГ. Но здесь тоже есть проблема. В странах Содружества авиакомпании менее сильные, чем в России и там не выгодно принимать наших перевозчиков без ограничений. В любом случае, министр предлагает обкатать механизм "открытого неба" в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Журналисты поинтересовались и судьбой авиакомпаний, которые предположительно должны перейти из госкорпорации "Ростехнологии" в "Аэрофлот". В январе предполагается провести оценку активов и в зависимости от того, какой процент акций "Аэрофлота" госкорпорация сможет получить в обмен на авиакомпании, будет принято решение об условиях сделки. Левитин подчеркнул, что до авиаколлапса акции "Аэрофлота" котировались очень высоко, и поэтому, вполне возможно, что доля "Ростехнологий" будет невелика. И тогда решение выкупать у госкорпорации  авиакомпании, если ее не заинтересует малый пакет акций "Аэрофлота", останется за правительством. В любом случае, уже  решено ввести представителя "Ростехнологий" в совет директоров "Аэрофлота", сказал министр.

Затронул Игорь Левитин и вопрос формирования дорожного фонда. Уже в начале следующего года туда поступят 255 миллиардов рублей на строительство дорог. Сборы от акцизов на бензин, по его прогнозам, начнут поступать со второй половины следующего года. В любом случае, дорожный фонд даст маневр по прокладке трасс, для заключения долголетних, десятилетних, контрактов, считает Левитин. Если говорить о пробках в московском транспортном узле, то министр отдает приоритет общественному транспорту, и настаивает на том, что он должен быть привлекателен для пассажира, так как у него будет неограниченный проезд в городе. Заставить пригородных жителей пересесть с автомобилей в электрички сможет повышение сервиса в пригородных поездах и привлекательная тарифная политика, это как раз те меры, которые реально можно сделать в кратчайшей перспективе, сказал министр. Спросили его и о предстоящем Чемпионате мира по футболу. Левитин напомнил, что главный акцент в заявочной книге России был сделан на развитие аэропортовых терминалов. Однако погодные катаклизмы последних лет показывают, что нужно дублирование и со стороны наземной инфраструктуры. Речь идет о скоростном железнодорожном движении.

Следим за ситуацией

Предложение минтранса пассажирам задерживающихся авиарейсов пересесть на поезда вряд ли поможет большинству туристов. Деньги за чартерные вылеты, пик которых приходится на новогодние праздники, по закону не возвращаются, предупреждают эксперты.

И надеются, что хотя бы после случившегося, права пассажиров чартерных рейсов будут хоть как-то защищены. Возможно, для этого даже потребуется правка законодательства.  

На момент подписания номера авиакомпании и  аэропорты продолжали рапортовать об улучшении ситуации. Несмотря на плохие погодные условия, столичные аэропорты вошли в рабочий режим. Самолеты вылетали и прилетали. Однако часть рейсов "Аэрофлота", летающего из Шереметьева все еще была в режиме ожидания. В аэропорту Домодедово пообещали, что рейсы, задержанные ранее, будут отправлены до вечера среды. "Но никаких реальных представлений о том, что на самом деле происходит в аэропортах, это не дает", - считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Опасность, что транспортный коллапс повториться снова, все еще велика. И в этом случае, крайними оказаться могут именно туристы - клиенты чартерных рейсов. "Они вообще могут потерять все", - говорит Ирина Тюрина. Пассажиры чартеров, отказываясь от авиабилета, отказываются и от тура, так как это все продается единым пакетом. И по закону, туроператоры, которые в этом случае несут ответственность за туриста, не обязаны возвращать деньги в ситуации форс-мажора.

Зато пассажиров внутренних рейсов, действительно, могут  спасти билеты на поезда, круглосуточная продажа которых открылась накануне в столичных аэропортах. Железнодорожные кассы уже успели продать более двух тысяч билетов. В них пассажиры, сдавшие билеты на регулярные авиарейсы, могут купить билет на поезд в том же направлении, включая страны Европы. Как заявляют в пресс-службе РЖД, эти кассы сейчас имеют приоритет перед всеми остальными. Однако вряд ли эта мера сильно улучшит ситуацию. За исключением двух скоростных "Сапсанов" до Санкт-Петербурга, других дополнительных поездов специально под тех, кто застрял в аэропорту накануне Нового года, выделено не было. Специально под праздники РЖД пустило 400 дополнительных составов, но большинство билетов, вероятно, уже раскуплено. Однако в СМИ появились сообщения, что на площади Ленинградского вокзала спекулянты предлагают билеты на все "Сапсаны" до Нового года втридорога - за 10 тысяч рублей. Дополнительных поездов до Европы, как объяснили в пресс-службе РЖД, не было, так как расписание составляется "в соответствии в пассажиропотоком". А большинство туристов предпочитают за рубеж лететь самолетом.

Роспотребнадзор тем временем проводит проверку аэропортов. Геннадий Онищенко заявил вчера, что по факту нарушений возбуждено 14 административных дел. Транспортная прокуратура также выявила многочисленные нарушения в двух столичных аэропорта.

Тем временем

В начале 2011 года будет поставлена точка в вопросе: строить третью полосу в аэропорте "Домодедово" или реконструировать вторую. Как сообщил журналистам глава минтранса Игорь Левитин, сейчас идут расчеты, связанные с реконструкцией этой полосы. По нормативам срок службы одной из полос в Домодедово - пять лет, а четыре года необходимо на строительство новой, пояснил министр. Вопрос же со строительством третьей полосы уже решен, сказал он, и сейчас идет экспертная оценка стоимости проекта. 

Экономика Транспорт Авиатранспорт Финансовые проблемы авиаперевозчиков Последствия снегопада в Московском регионе
Добавьте RG.RU 
в избранные источники