Показатели инвестиционной активности и привлекательности территорий будут являться приоритетными при оценке работы муниципалитетов.
Об этом на итоговом совещании с главами администраций, руководителями представительных органов муниципальных районов и городских округов заявил заместитель губернатора Алтайского края Михаил Щетинин.
По данным Главного управления экономики и инвестиций региона, в 2010 году наблюдался "последовательный рост основных макроэкономических показателей". Эта тенденция оказала непосредственное влияние на увеличение числа муниципальных районов и городских округов с положительной динамикой развития. Рост промышленного производства отмечен в 43 территориях (в прошлом году - 29). А среднемесячная заработная плата в крае в реальном выражении выросла на 4,1 процента и составила 11 141 рубль. По мнению Щетинина, это дает возможность прогнозировать увеличение числа районов и городов с уровнем развития "средний" и "выше среднего". Региональные чиновники надеются, что по итогам 2011 года в эту группу территорий войдет около шестидесяти процентов муниципалитетов.
- В ближайшее время Алтайский край вступит в период умеренных темпов прироста основных макроэкономических показателей, отличных от предкризисного периода. В связи с этим особо актуальным является создание новых производств и увеличение налогооблагаемой базы, а также повышение бюджетной эффективности. В этой части, по нашему глубокому убеждению, резерв муниципалитетов края значителен и используется неэффективно, - подчеркнул Михаил Щетинин.
В 2010 году в экономике региона наблюдалось восстановление инвестиционной активности. Отмечено последовательное увеличение объемов кредитования реального сектора экономики. По итогам года ожидается прирост инвестиций в основной капитал на уровне 4,5 процента. При этом ни в кризисном 2009-м, ни в нынешнем году краевая администрация не сокращала объемы государственной поддержки предприятий реального сектора экономики. А объем средств, привлеченных в рамках различных федеральных программ и проектов, увеличился на шестнадцать процентов и превысил четырнадцать миллиардов рублей (на капитальные вложения направлено около десяти миллиардов).
Между тем во многих муниципалитетах нет системного подхода к инвестиционному процессу, в том числе к планированию бюджетных инвестиций. Доходит до того, что при подготовке заявки отсутствует проектно-сметная документация, нет согласованности с утвержденными планами по оптимизации социальной сферы, со стороны муниципального заказчика отсутствует целевой контроль реализации проектов, включенных в краевую адресную инвестиционную программу. Местные администрации неэффективно работают по размещению заявок на выполнение строительных и подрядных работ. В отдельных муниципалитетах доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций составляет более сорока процентов. Суммы вложений в основной капитал с вычетом бюджетных средств разнятся по районам в 177 (!) раз (по городам - в десять раз). По мнению экспертов, это говорит о том, что бизнес в ряде территорий не модернизируется, а местные администрации не предпринимают эффективных действий по привлечению инвесторов, поэтому капвложения преимущественно бюджетные. Недовольство краевых властей вызывает и то, как многие муниципалитеты работают над продвижением своих территорий и местной продукции.
Например, в проводимых региональной администрацией туристических выставках активно участвуют только шесть сельских районов. И это притом, что все организационные расходы, связанные с повышением имиджа территорий, берет на себя краевой бюджет.
В 2011 году Главным управлением экономики и инвестиций совместно с некоммерческим партнерством "Союз предпринимателей Алтайского края" запланировано провести исследование инвестиционной привлекательности и состояния конкурентной среды муниципальных районов и городских округов региона. Ими же подготовлен соответствующий рейтинг. При корректировке комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований будет повышено внимание к "проектному" наполнению программ, пообещал Михаил Щетинин.
В целом, посыл краевых властей муниципалитетам на следующий год можно сформулировать следующим образом: "Делай как мы, делай вместе с нами. Спрос с вас будет строгим". Все это правильно, если бы не одно "но". По мнению самих глав муниципальных образований, формат общения с региональной властью в последнее время свелся к жанру докладов "ответственных лиц". Вот и на итоговом совещании говорили только краевые чиновники начиная с губернатора и заканчивая всеми его заместителями. Главы же безмолвствовали.
Между тем после совещания руководители ряда территорий говорили о том, что у них накопилось немало вопросов к региональной власти. В частности, по теме энергетики и поддержания в рабочем режиме все более ветшающего ЖКХ. Почему эти вопросы не были озвучены? По всей видимости, в силу объективных и субъективных причин представители органов местного самоуправления на Алтае уже не надеются на то, что их внимательно выслушают и правильно поймут. Неслучайно в уходящем году по ряду муниципальных проблем представители территорий напрямую (и небезуспешно) обращались в высшие органы государственной власти. Достаточно вспомнить и историю с бесхозными порохами, хранившимися на территории бийского предприятия "Полиэкс", и прошедший в ноябре чрезвычайный съезд предпринимателей, который был посвящен таким наболевшим вопросам, как произошедшее в результате переоценки многократное повышение кадастровой стоимости земли.
На этом же совещании вице-губернатор Алтайского края Александр Лукьянов заявил, что к 2015 году в регионе запланировано построить по сто молочных и мясных ферм. Уже разработан проект соответствующей программы: предполагается нарастить объемы производства молока, мяса, а также увеличить потребление зерна и повысить занятость сельского населения. По словам Лукьянова, о своем желании участвовать в этом проекте заявило 118 производителей, в том числе 52 крестьянско-фермерских хозяйства и индивидуальных предпринимателя и 66 сельхозпредприятий.
- Всего на строительство и реконструкцию заявлено 66 объектов на 15,8 тысячи голов крупного рогатого скота молочных пород и 53 объекта на тринадцать тысяч голов мясных пород. Кроме того, запланировано строительство пяти свиноводческих комплексов и ферм (на 66,5 тысячи голов) и четырех объектов в сфере овцеводства (на 8,5 тысячи голов), - уточнил вице-губернатор.
Однако по поводу сбыта и переработки продукции будущих ферм не было сказано ни слова. А ведь алтайские крестьяне хорошо помнят ситуацию 2009 года, когда немалая часть выращенного ими зерна была продана за бесценок, сгнила в неприспособленных помещениях или вовсе ушла под снег. Однако зал промолчал и на сей раз. Зато потом в кулуарах многие вспоминали о не менее амбициозных планах по развитию в крае игорной зоны "Сибирская монета". Еще весной прошлого года руководство региона обещало, что первые казино будут открыты в конце 2010-го. Жизнь показала, что чиновники, положившись лишь на собственные расчеты, строили воздушные замки. В том числе и в отношении инвестиционной привлекательности.