Губернатор Челябинской области Михаил Юревич подводит итоги прошедшего года и делится планами на будущее.
Российская газета: Михаил Валерьевич, как бы вкратце вы оценили прошедший год?
Михаил Юревич: Позитивно. Не самый простой, но богатый событиями. Некоторые итоги говорят сами за себя: наши базовые отрасли экономики преодолели кризисный спад и снова показывают рост. В промышленности он выше, чем в среднем по России. Это благотворно сказывается на состоянии бюджета: доходная часть, в 2009 году сократившаяся наполовину, в этом году выросла сразу на 38 процентов. Соответственно сократился бюджетный дефицит - и это при значительных объемах помощи муниципальным образованиям, при больших вложениях в инфраструктурные проекты. Успешное ведение областных финансов во многом предопределило то, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor's присвоило Челябинской области долгосрочный кредитный рейтинг по международной шкале "ВВ+" и рейтинг по национальной шкале "ruAA+". В УрФО он выше только у нефтегазовых регионов, а всего в России такую оценку имеют только 22 субъекта. В общем, нам удалось создать экономический задел для дальнейшего улучшения качества жизни южноуральцев.
РГ: Минувшее лето, наверное, будет долго вспоминаться событиями, которые иначе как испытаниями не назовешь, - пожары, засуха…
Юревич: Темп жизни действительно был авральный. Впрочем, считаю, что мы прошли эти испытания достойно: помогло правительство РФ, областной бюджет внес свою лепту. Ирония судьбы, но с учетом всех компенсаций доходы некоторых сельхозпредприятий оказались даже больше, чем в прошлом и позапрошлом годах. Ведь последние годы цены на сельхозпродукцию были бросовыми. Село разорялось. Были хорошие урожаи, но не было цены. А в этом году засуха, но многие заработали за счет более чем приличных закупочных цен. Для горожан это аукнулось ростом стоимости продуктов, но следует понимать: многолетняя работа в убыток в конечном итоге привела бы к спаду в агропромышленном комплексе и куда большему - взрывному - ценовому скачку.
РГ: Губернатором вы стали, проработав пять лет мэром крупного города. Помогает ли это в общении с главами территорий?
Юревич: Я хорошо понимаю, что испытывает глава, когда с ним беседует губернатор. Могу оценить и то, насколько обоснованно у области просят деньги и насколько эффективно тратят имеющиеся. Мне нравятся активные руководители, которые пытаются изменить жизнь своих городов и районов к лучшему. Кстати, это совершенно необязательно только молодые и недавно пришедшие к власти люди. Есть и опытные, руководящие муниципалитетами много лет люди, которые остаются деятельными и инициативными. А есть примеры, как в Брединском районе, которым экс-глава управлял, не выезжая из Челябинска. Не дожидаясь встречи со мной, он подал в отставку.
РГ: По распоряжению президента РФ губернатор несет ответственность за криминогенную обстановку в регионе. На ваш взгляд, насколько велика криминальная угроза для Челябинской области?
Юревич: Думаю, что в сравнении со многими другими регионами для Южного Урала угроза эта не так уж велика. Но, разумеется, она существует. Криминал скрыт от глаз, но он есть - это организованные преступные сообщества, переплетения с правоохранительными органами и органами власти. Многие представители криминалитета - пока несудимые и относительно "чистые" - стремятся попасть на выборные должности, что недопустимо.
РГ: В этом году в городах и районах области заметно оживились работы по благоустройству. Сохранится ли эта тенденция?
Юревич: Даже усилится. Дороги, освещение, ливневые канализации - со всем этим в муниципальных образованиях огромные проблемы. В 2010 году в районы и города области было направлено раз в десять больше средств, чем за предыдущие пять лет. В 2011-м в бюджете запланированы еще большие дотации. Надо сказать, в последние годы деньги на эти цели выделялись очень скупо и выборочно, причем принцип распределения дотаций был вообще непонятен. Я могу назвать три десятка муниципалитетов, где денег вообще не видели: Златоуст, Миасс, Бреды, Верхнеуральск… Да, Челябинску иногда давали. А иногда нет. Потому что я ходил и просил, а многие главы и этого не могли себе позволить. Теперь просить не надо. Если будут дополнительные деньги, территории получат поддержку пропорционально численности населения.
У руля Челябинской области - партия "Единая Россия". Все социальные обязательства, которые мы выполняем, наша масштабная дорожная революция, все это - благодаря партии. Думаю, лет через пять жители увидят, как изменятся к лучшему - резко изменятся! - их города и районы. В Челябинске было так, и такую же задачу ставлю сегодня перед всеми руководителями территорий.
РГ: Продолжая муниципальную тему: в Свердловской области обсуждается вопрос об открытии ЗАТО. Ваше мнение?
Юревич: Нет необходимости. Во-первых, "закрытые" города обладают рядом преимуществ и благ, которые делают жизнь в них более комфортной, - это один из факторов, позволяющих удерживать в наших наукоградах ценные кадры. Во-вторых, там действительно масса секретов. Если облегчить к ним доступ, это негативно повлияет не только на оборонную промышленность, но и на конкурентоспособность. Лично я очень рад, что в Челябинской области имеется атомный комплекс, - передовые разработки, передовые технологии. Это задел для того, что я называю новой индустриализацией региона.
РГ: В этой связи как вы оцениваете предложения превратить Магнитогорск в наукоград, по аналогии с американским "городом стали" Питтсбургом? Как эта идея вписывается в стратегические интересы региона?
Юревич: Питтсбург - не слишком позитивный пример. Было время, когда заводы там были закрыты. Новая экономика выросла уже на руинах. А Магнитогорск вышел из всех кризисов с работающим сверхсовременным металлургическим производством. Логично дополнить его высокотехнологичной металлообработкой, возможно, машиностроением, и Магнитка с полным основанием останется "стальным сердцем" России. Это правильный путь, и по нему сделано уже немало шагов.
РГ: Что огорчает в поездках по региону?
Юревич: Больше всего - трасса М-5. Сегодня она в таком состоянии, что фактически отрезает горнозаводскую зону области с ее предприятиями и природными ресурсами от Челябинска. И вообще, если так можно выразиться, от цивилизации. Она режет региону перспективы развития. Пока полноценной магистрали не будет - ситуация не изменится. Строят медленно, денег выделяется недостаточно. После моих переговоров с Росавтодором принято решение открыть второй участок строительства - от Златоуста до Сатки. Но только проектные работы займут не меньше года: скорее всего, трасса при этом пройдет по новому маршруту.
РГ: А каким было наиболее позитивное событие уходящего года?
Юревич: Из последних, пожалуй, визит в Италию. Это была первая проба, мы огромных надежд с этой поездкой не связывали, но получилось очень удачно. В ближайшее время будем встречаться с итальянскими предпринимателями в Москве и говорить о будущих проектах уже предметно.
РГ: Нашим регионом активно интересуются иностранцы?
Юревич: Ничего подобного, не стройте иллюзий. Честно скажу: никому мы не интересны. Южный Урал находится вне сложившихся логистических схем, мы удалены от мировых путей сообщения. Есть какие-то преимущества перед еще более "тяжелыми" в этом плане регионами - Тюменской областью, Курганской, Омской… Они еще дальше от европейской части России, там меньше потенциально интересных для инвесторов технологий и подготовленных кадров. Но и у Челябинской области географическое положение, будем смотреть правде в глаза, не самое лучшее. Наша задача - привлечь сюда компании, которые могли бы работать, базируясь на нашей территории. Мы должны вызвать к себе интерес, завоевать доверие, доказать, что это нам очень надо.
РГ: Тему привлечения инвестиций вы особо подчеркнули в одном из первых интервью. Что удалось сделать в этом плане, каковы основные задачи будущего года?
Юревич: К сожалению, до сих пор в Челябинской области такую работу системно вообще не вели. Не было ни постоянного контакта с зарубежными торговыми представительствами и посольствами иностранных государств, с зарубежными предпринимателями, очень мало было рабочих визитов. А этим надо заниматься постоянно. Скажу еще раз: перед нами стоит задача новой индустриализации региона - перевод на новые рельсы промышленности. Это не только строительство новых предприятий и создание высокотехнологичных производств, но и модернизация существующих. То же самое относится и к сельскому хозяйству. Только один пример: по соглашению с компанией "Русагро" в области будет строиться свинокомплекс на миллион голов с объемом инвестиций в 13,8 миллиарда рублей. Мы отстали, и надо срочно наверстывать, наращивать темп.
РГ: Опять-таки возвращаясь к сказанному в начале года: прямые перелеты в Челябинск из Европы невозможны, до сих пор приходится летать через екатеринбургское Кольцово, через Москву. Как будет дальше развиваться челябинский аэропорт и что в этой связи намерены предпринять областные власти?
Юревич: Когда я занялся этим вопросом, я не думал, что он окажется столь сложным. Если вспомнить историю, то изначально стартовые условия были прекрасными. В конце 1990-х базирующаяся в Челябинске авиакомпания входила в пятерку самых крупных в стране, имела 17 самолетов. Более того, через Челябинск тогда осуществлялись все транзитные рейсы из Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. Каждые 10 минут у нас был взлет или посадка. Еще при губернаторе Соловьеве была построена новая взлетно-посадочная полоса, которая могла принимать все типы самолетов. Затем между предыдущей администрацией области и собственниками аэропорта начался длительный конфликт, авиакомпания перерегистрировалась в Москве, пошли конфликты уже между акционерами - в результате она прекратила свое существование. Увы, формально имея статус международного, наш аэропорт может принимать только чартерные рейсы по каким-то туристическим направлениям - его предстоит еще включить в соответствующие межправительственные соглашения.
Сегодня мы стараемся привести сюда крупных перевозчиков, которые смогут выполнять прямые рейсы в крупные аэропорты Европы. На Франкфурт уже летают из Екатеринбурга, но можно вести речь о таких узловых аэропортах, как Вена, Цюрих, Дюссельдорф, Милан… Переговоры ведутся со всеми компаниями. И это очень непростые переговоры, поскольку соответствующие решения увязываются с интересами двух крупнейших европейских альянсов, в которых так или иначе состоят все серьезные авиаперевозчики. Вопрос очень серьезный, я им лично занимаюсь. Авиакомпании просят, чтобы при убыточности на первых порах мы дотировали рейсы. В принципе мы готовы и на это - лишь бы осуществлялось регулярное сообщение с хабами Европы.
РГ: Как встретите Новый год?
Юревич: Дома, как всегда. С семьей.
РГ: А какой подарок хотели бы найти под елкой - для себя и для Челябинской области?
Юревич: Я хотел, чтобы о Южном Урале говорили: "Богатый регион". Причем говорили не только о культурном наследии и природных богатствах, но и о мощной промышленности, развитом сельском хозяйстве, высоком уровне жизни людей и высоких социальных стандартах. Считаю, что Челябинская область на правильном пути. 2011 год будет годом развития для всех без исключения территорий, более успешным, чем год уходящий.
Если же говорить о личном, то для меня очень важны хорошие оценки детей (дети М. В. Юревича - школьники, учатся в Челябинске. - Прим. ред.). Это лучший подарок.