Почти в три раза дороже с прошлого декабря стала гречка. На 177 процентов подорожало пшено. Больше чем вдвое за то же время выросла в цене капуста, свидетельствует Росстат. Ну, и на 27 процентов "поднялось" постное масло.
Нехарактерная для европейской части России сушь стала причиной неурожая, продовольственной инфляции и всеобщего "плача по гречке". Не так уж много мы ее едим - в среднем по 3,5 килограмма на человека в год. Пшена - и того меньше. Но в результате "изменения климата" лидерами повышения цен стали продукты славянской самоидентичности - "щи да каша". Причем гречка всегда считалась в обществе неким дешевым ресурсом "на черный день", а теперь сама оказалась этим "черным днем".
Но, правда, c точки зрения сытости, подвели все гарниры. Картошка не уродилась, и наши бизнесмены пытаются закупать ее уже и на исторической родине - в Перу. Цены на зерно выросли тоже из-за неурожая, и через некоторое время вслед за этим обязаны подорожать и макароны, которые у нас делают не только из традиционно дорогой твердой пшеницы, как заведено у итальянцев, но и из мягкой, хлебопекарной. Риса в России произведено необыкновенно много, но он растет в цене на мировом рынке. Вслед за этим и у нас тоже.
Прогнозировал ли кто-нибудь нечто похожее год назад? Нет. Но и жесткую прошлую зиму, когда померзло порядочно озимых, и фатально сухое лето, когда посохло то, что не померзло, никто уверенно не предвидел.
Движемся дальше. Что же с ценой на главное блюдо? Если основываться на данных Росстата, оно позволило едокам в 2010 году даже сэкономить. Говядина, с которой у нас большие проблемы, за год повысилась в цене всего лишь на семь процентов. С учетом того, что инфляция по году будет не меньше 8,5 процента, этот вид мяса слегка подешевел в реальных деньгах.
Курятина подорожала меньше чем на три процента, то есть стала доступнее (с точки зрения макроэкономики, конечно). Причем Главный государственный санитарный врач страны Геннадий Онищенко большую часть года не пускал в страну американскую курятину, поскольку она обработана хлором. И открыл границу нашим главным поставщикам только после того, как компании из США изменили технологию. Но наши производители сумели насытить рынок своим товаром, что свидетельствует об их силе.
Рыба замороженная неразделанная за год подорожала на 2,4 процента, то есть тоже реально осталась доступной. Правда, в экономике всегда то, что растет, в перспективе начинает падать. А то, что падает, потом растет. Если цены на мясо птицы, например, поднялись намного ниже инфляции, а при этом кормовое зерно резко дорожает (а именно так и произошло нынешней осенью), это означает, что наше сильное птицеводство может стать слабей - получить меньше прибыли, потерять инвестиционную привлекательность и лучшие кадры. И если так случится, через некоторое время отечественная курятина опять проиграет рынок импорту, на нее поднимутся цены. Как в детской игре, курятина сделает "66 ходов назад". И, кажется, российские потребители тоже.
Зато гречка в следующем году дорожать не должна. Ее, если хватит дождей, теперь не посеет только ленивый, потому что при высокой цене это выгодно. Но прежде три года производители продавали этот товар без особой выгоды. И как только у них появился повод взять свое, они им воспользовались.
Не потому, что они плохие граждане страны. Задача любого бизнесмена - максимизировать прибыль. Если он не стремится к ее выполнению, то в конце концов проигрывает - не своим, так зарубежным предпринимателям. Таков закон экономики - самой точной из гуманитарных наук. Кстати, зарубежные коммерсанты сразу подняли цены на гречку, как только наши за ней к ним сунулись.