Британия подняла НДС до рекордного размера

Давненько не наблюдали на Альбионе такого отчаянного штурма магазинных прилавков, как в последние дни перед наступлением нового года. Британские аборигены, заполонившие торговые улицы с трех утра, брали приступом самые дорогие универмаги страны.

У дверей одного из самых престижных торговых домов на лондонской Оксфорд-стрит в первый день рождественских распродаж собрались восемь тысяч покупателей - в четыре раза больше, чем в 2009-м. Народ рванул в шопинговый спринт, запасаясь электроникой, ювелирными изделиями, косметикой и предметами роскоши.

В магазинах Лондона каждую минуту покупатели тратили 10 тысяч фунтов стерлингов. Что же произошло на туманном острове? А случилось то, что подданным Ее Величества коалиционное правительство в качестве новогоднего подарка преподнесло рекордной величины НДС. С 4 января новый налог на добавленную стоимость в размере 20 процентов заменил старый, составлявший 17,5 процента. Нововведение стало последней каплей в гремучем коктейле сокращений рабочих мест, роста цен и отмены социальных пособий. И запаниковавший британский народ сорвался в фальстарт, запасаясь товарами по старым ценам на черный день.

Однако британские купцы не особо обрадовались покупательскому ражу. Консорциум британской розничной торговли сообщил, что две трети его членов предсказывают: 2011 год станет более трудным для владельцев магазинов, чем 2010-й. Рост НДС внесет свою лепту в повышение цен на товары и заставит покупателей застегнуть кошельки. Потребитель заметит удорожание всего: от первой утренней чашки кофе до вечернего бокала вина.

Зачем же тогда повышать НДС? Ответ простой - канцлер казначейства консерватор Джордж Осборн соберет для оскудевшей британской казны за 2011-2012 годы дополнительно 12 миллиардов фунтов стерлингов. Таким образом бюджетный дефицит, составляющий 11 процентов ВНП, должен заметно сократиться.

Для британцев нынешний рост НДС особенно болезнен еще потому, что всего два года назад они радовались сокращению НДС до 15 процентов, временно предпринятому лейбористским правительством Брауна. На круги своя, к 17,5 процента, НДС вернулся в январе 2010-го. Примечательно, что экс-премьер Браун, считающийся бесспорным авторитетом в вопросах финансовой политики, всегда выступал решительным противником повышения НДС в период, когда хрупкой экономике предстоит восстановление. Примечательно и то, что в пору предвыборной агитации и пропаганды глава консервативной партии и нынешний премьер Дэвид Кэмерон назвал НДС "очень регрессивным" налогом.

Любопытно, что многие британские компании и магазины все еще сохраняют цены на прежнем уровне, не желая терять покупателей. Заглянув в один из универмагов 7 января, я немало подивилась тому, что ценники на товарах остались непереписанными. "А когда же вы будете торговать по новому НДС?" - поинтересовалась я. "Точно не знаем, может быть, числа с 15-го...", - уклончиво ответил мне продавец. История свидетельствует, что сборщики непомерных налогов никогда не пользовались популярностью у народа. В Британии не исключают, что эту истину придется усвоить и нынешнему правительству.