Сегодня Госдума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект "О клиринге и клиринговой деятельности" и связанные с ним поправки в законодательство.
Законопроект определяет порядок осуществления клиринга, регулирует клиринговую деятельность. Также им устанавливаются требования к организационно-правовой форме клиринговых организаций, к совмещению клиринговой деятельности с иными видами деятельности, и определяются требования к органам управления такой организации.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева считает, что для создания в России Международного финансового центра такой закон просто необходим. Клиринг - это способ расчетов, зачета взаимных требований. По сути, в России он уже существует. Закон позволит сделать его осуществление легитимным. Основная его задача - управление рисками за счет создания конструкции исполнения обязательств.
Напомним, что рассмотрение законопроекта в декабре 2010 года было отложено из-за разногласий по поводу ликвидационного неттинга. Ликвидационный неттинг - это закрепленное обеспечение партнеров правом одними из первых получать деньги при банкротстве контрагента. То есть при банкротстве одной из компаний ее партнер по сделке сможет вернуть свои деньги, обходя традиционную очередь кредиторов, которая предусмотрена законодательством о банкротстве.
"Моя позиция в том, что без ликвидационного неттинга этот закон ничего не изменит", - отметил глава думского Комитета по финансовому рынку Владислав Резник. Напомнив, что за исключение норм о ликвидационном неттинге выступает Государственно-правовое управление президента РФ. "Мы будем настаивать на сохранении этих норм", подчеркнул депутат.
Главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин также склонен считать, что важнейшим вопросом, который будет обсуждаться при принятии этого закона, будет вопрос о включении или не включении в закон понятия "ликвидационный неттинг".
"На исключении настаивает ГПУ президента РФ. Причина в сложностях, связанных с исполнением такой нормы на практике. Законом могут воспользоваться компании-банкроты, задним числом приписав обязательства "дружественным структурам", и кредиторы банков или вкладчики могут просто остаться ни с чем, считает Александр Осин.
Однако, по словам Владислава Резника, для ограничения таких компаний предлагается прописывать процедуру возврата средств партнерам в генеральном соглашении до совершения сделки.