Новости

11.01.2011 00:30
Рубрика: В мире

Что у вас подорожало?

Новый год принес жителям многих стран малоприятные сюрпризы

Нам бы день простоять, да год продержаться. Примерно под таким лозунгом вступила Британия в 2011-й, обещающий быть таким же худосочным, как две единички в его порядковом номере.

О том, сколько радости принесет новогодняя елочка здешним "детишкам", можно судить уже по тому, что на Альбионе с 4 января подорожало буквально все.

Остановившись у прилавка в лондонском универмаге "Селфриджес", я услышала полушепотом произнесенный продавщицей совет: "Если нравится, покупайте лучше сейчас, через неделю это будет еще дороже". Никакого коммерческого секрета торговый работник при этом не выдала: в Британии повышают НДС на все товары без исключения. С нынешних 17,5 процента он поднимется до 20 процентов.

Финансовые эксперты подсчитали: 2011-й станет для каждой британской семьи скуднее как минимум на 312 фунтов стерлингов (460 долларов). Такую арифметику гарантируют по меньшей мере четыре наложившихся один на другой негативных фактора: рост НДС, идущий в опережение зарплаты, разгон инфляции, начавшаяся на Альбионе радикальная реформа социальных пособий, а также сокращение рабочих мест в госсекторе и за его пределами.

Что же касается роста цен как такового, то в наступившем году он обещает поставить не один рекорд. На беспрецедентно высокой отметке уже сегодня находятся в Англии цены на бензин - 121,7 пенса за литр. За дизельное топливо с водителя просят 124 с лишним пенса. В Шотландии эта цена зашкалила за 137,9 пенса. "Это грабеж на большой дороге", - заявил по сему поводу Энгус МакНил, представитель Шотландской национальной партии.

Однако и это еще не все. Бензиновые цены обещают бить все новые рекорды. Повышение налога на автомобильное топливо вкупе с ростом НДС приведет к тому, что семье, владеющей двумя автомобилями, придется в 2011-м ежемесячно выкладывать за пополнение бензобака в среднем на 25,23 фунта стерлингов больше, чем в ушедшем году.

С нового года увеличилась и плата за въезд в центральную зону Лондона - вместо нынешних восьми фунтов "оброка" придется платить 10 фунтов в день. Во многих столичных районах возрастает стоимость парковки. Так, жителям северного столичного района Барнет за годовое резервирование уличной парковки придется платить вместо нынешних 40 фунтов все 100. В районе Ислингтон цена парковки увеличивается со 160 до 240 фунтов в год. Для семей с невысокими доходами ежедневное пользование автомобилем становится в силу этого такой же непозволительной роскошью, как ежедневные поездки на такси. Ожидаемое подорожание общественного транспорта, включая проездные билеты на метро и автобусы, добавляет еще один мрачный мазок по и без того унылому транспортному пейзажу Соединенного Королевства.

На полках британских супермаркетов цены в наступившем году перепишет не только повышающийся НДС, но также засуха и пожары в России, помноженные на наводнения и неурожаи по всему миру. Из всех дорожающих не по дням, а по часам в Британии продуктов быстрее других растет в цене мука, мюсли и мясо птицы. Высочайшие за последние 15 лет цены хлопка толкнули к рекордному росту и цены на одежду: всего за один прошедший год одежда на Альбионе подорожала в среднем на 11,3 процента - такого ценового скачка здесь не наблюдалось за последние 30 лет. Даже "бюджетные" торговые дома, одевающие граждан по "божеским" ценам, вывесили белый флаг капитуляции, заявив, что в 2011-м таких низких цен они удержать не смогут. "Эра джинсов за три фунта завершилась", - с таким "некрологом" вышла на днях одна из ведущих британских газет.

Однако куда более скверной новостью, нежели подорожание джинсов, стала новость об увеличении счетов за электричество. Годовой счет за электроэнергию, исчислявшийся для среднестатистической семьи в 1 тысячу 157 фунтов стерлингов, может возрасти более чем на 500 фунтов. Для бюджета британских пенсионеров такое повышение чревато самыми драматическими последствиями: пожилые люди и без того давно уже экономят на обогреве и освещении. Как заметил министр по делам пенсий теневого правительства лейбористов Дуглас Александр: "Новогодним подарком Джорджа Осборна (министр финансов. - Ред.) беднейшим британским пенсионерам станет увеличение для них стоимости жизни".

Еда подорожает

Несмотря на низкую инфляцию в США, которая по официальным данным не превышает двух процентов, в 2011 году аналитики предсказывают "ползучий" рост на целый перечень товаров и услуг.

В первую очередь, семейным бюджетам американцев предстоит "разориться" на продукты. Согласно прогнозам в среднем цены на еду увеличатся на 2-5,5 процента.

Так, по данным минсельхоза США говядина вырастет в цене на 2,5-3,5 процента, свинина на 3-4 процента, птица на 2-3 процента, яйца, фрукты и выпечка на 2,5-3,5 процента. В списке подорожавших в наступившем году товаров в США также оказались кукуруза, мука и кофе. Примечательно, что розничные цены на масло, по подсчетам специалистов, в 2010 году взлетели сразу на 19 процентов.

Покупатели уже с недовольством отметили, что продавцы начинают менять ценники. Однако, в США никто не хочет брать на себя ответственность за увеличение цен. Именно поэтому сети ритейлеров (наценка которых составляет, как правило, не более 4,5 процента) советуют искать причину удорожания у крупных производителей продовольственных товаров, а те, в свою очередь, указывают на фермеров, как на первопричину "продуктовой инфляции".

И хотя плохая новость заключается в том, что рост цен на продукты в 2011 году вдвое превысит аналогичные показатели 2010 года, оптимизма добавляет тот факт, что прошлый год стал периодом самого низкого роста цен на еду с 1992 года. В 2010 году цены на продовольственные товары поднялись в Америке всего на 0,5-1,5 процента.

Нет сомнений у жителей США и в том, что в наступившем году продолжит дорожать бензин. Если в 2010 году цены на американских заправках поднялись на 5,1 процент, то в текущем году ожидается, как минимум, аналогичный рост. Это также скажется на подорожании продуктов.

Любопытно, что почтовая служба США также объявила о том, что 2011 год принесет повышение цены на почтовые марки, а также на все виды посылок. Понеся убытки в 4 миллиарда долларов в прошлом году, американские почтовики оправдываются, что удорожание марок на два цента - явление сугубо вынужденное.

И наконец, повышение цен не обошло и своеобразный символ Америки - рестораны фаст-фуда "Макдоналдс". Ожидается, что в 2011 году американским любителям "Биг-Маков" и прочих радостей быстрого приготовления придется заплатить за не самую здоровую пищу больше на 2-3 процента.  И это несмотря на то, что, по подсчетам специалистов, общемировая выручка "Макдоналдс" после начала экономического кризиса выросла на 6 процентов.

Одним из немногих утешений для американцев станет замедление роста цен на медицинские услуги. По данным PricewaterhouseCoopers’ Health Research Institute, удорожание стоимости медобслуживания в США в 2011 году сократится на полпроцента по сравнению с прошлым годом и, ориентировочно, составит "всего" 9 процентов.   

Принять гостей и разориться

В новом году в Польше будет увеличен налог на добавочную стоимость (НДС). Эксперты прогнозируют рост цен на продовольствие и электроэнергию. А обыватели надеются, что после подписания соглашения с Россией понизятся цены на газ.

При этом налог НДС на продукты, входящие в так называемую "потребительскую корзину", снизится, но покупатель этого скорее всего не заметит. В 2011 году многим полякам придется потуже затянуть пояса. По данным опросов, 22 процента жителей Польши перед Рождеством были не прочь взять кредит, чтобы отметить праздники на широкую ногу и, как гласит старая польская пословица, "принять гостей и разориться". И тут как раз подоспеет повышение цен.

Прежде всего эксперты обещают рост цен на топливо. В скором времени литр 95-го бензина подорожает примерно на пять грошей (около 50 копеек. - Ред.). Причина - увеличение НДС и оплат, связанных с хранением топлива. Бизнес-обозрение информационного портала ONET.PL прогнозирует, что больше всего вырастут цены в тех отраслях, где значительная часть стоимости приходится на топливо и энергию.

В новом году поляков ожидает рост цен на хлеб. Пекарь Гжегож Шуберт рассказал бизнес-обозрению, что килограмм муки подорожал на 40 грошей, соответственно хлеб подорожает примерно на 10 процентов: "Мы долго старались не повышать цены, но теперь поняли, что законы рынка не обмануть".

В некоторых регионах страны многие сельхозкультуры этим летом были уничтожены наводнением. Цены на овощи и фрукты, прежде всего на яблоки, урожай которых в этом году был небольшим, пойдут вверх. А вслед за дорожающими свежими фруктами подорожают консервированные и замороженные.

Из-за увеличения налога вырастут цены на жилье. Особенно ощутимым это повышение скажется на квартирах площадью более 150 квадратных метров. Служба по регулированию энергетики также обещает, что тарифы на электроэнергию вырастут в среднем на пять процентов. Эксперты считают, что поляков также ждет подорожание проезда на пассажирских поездах, максимум - до семи процентов.

Отдельной статьей расходов в 2011-м будет табак. Польские курильщики, которых в наступающем году лишат права курить в общественных местах, к тому же разорятся на сигаретах: правительство Польши планирует постепенно привести их стоимость в соответствие с ценами на табачную продукцию в остальных странах Евросоюза.

И единственное, что внушает оптимизм: парикмахеры повышения цен не планируют.

Квартиры на Святой земле подешевеют

Мыльный пузырь - это в сегодняшнем Израиле цены на здешнюю недвижимость, которые достигли едва ли не заоблачных высот. Традиционно на Святой земле почти не строится малогабаритное жилье.

Большинство израильтян проживает в трех-четырехкомнатных квартирах. Причем только в Иерусалиме жилые дома оборудованы батареями центрального отопления. Понятно, что благодаря ближневосточному климату стены домов не утепляются и двойные оконные рамы не вставляются. И тем не менее цены на израильские квартиры с коммуникациями, не осложненными суровым климатом, вполне сравнимы, например, с московскими. Четырехкомнатная квартира на периферии в далеко не престижном районе стоит в среднем 800 тысяч шекелей (около 230 тысяч долларов). За однушку в Тель-Авиве с видом на море посредники просят 880 тысяч шекелей. Пятикомнатная квартира в Нес-Ционе, городе в получасе езды от Тель-Авива, стоит 1,7 миллиона шекелей. Заметим, что средняя зарплата израильского трудящегося - 8397 шекелей.

Неудивительно, что число квартирных сделок по сравнению с прошлым годом снизилось примерно на 25 процентов. По мнению Ольги Халатниковой, сотрудницы одной из иерусалимских посреднических квартирных бюро, высокие цены на квартиры не отражают реальной стоимости жилья. "Вздутые цены обязательно лопнут, - считает Ольга. - Думаю, что до весны они не продержатся". Президент Объединения израильских подрядчиков (ОИП) Нисим Бовлиль считает, что цены поползут вниз, как только правительство увеличит площади земель под строительство.

Исполнительный директор ОИП Йоси Гордон называет еще одну причину удержания высоких цен на недвижимость в Израиле. По его словам, "нехватка строительных рабочих и решение правительства сократить количество "гастарбайтеров", которым официально разрешено работать в стране, - причины, из-за которых цены на жилье пока не снижаются". Земельное управление уже получило от соответствующих правительственных структур разрешение выделять под застройку большие участки земли. "Как только цены на покупку жилья начнут снижаться, - разъясняет ситуацию Халатникова, - то домовладельцы, желая не прогадать, начнут распродавать квартиры, и, как следствие, рынок съемных квартир сократится и соответственно цены на них увеличатся".

Большому населению - большие цены

Если кто-то из моих знакомых говорит о дешевизне жизни в Китае, то я предпочитаю не возражать, а просто предлагаю съездить в Поднебесную.

И самим убедиться, что времена, когда, имея в кармане 100 долларов, можно было почувствовать себя обеспеченным человеком, уже в далеком прошлом.

На смену им пришел капитализм с отнюдь не человеческим лицом. Хотя, наверное, о "далеком прошлом" я несколько погорячился: стремительные перемены случились в последнее десятилетие. И сейчас Пекин и Шанхай входят в десятку самых дорогих городов мира.

Естественно, правительство, которое проводит курс на построение "гармоничного общества", не может не понимать социальную опасность всего происходящего. Если цены на некоторые виды продовольствия в течение года увеличиваются в десять раз, то ни о какой "гармонии" не может идти и речь. Но, с другой стороны, инфляция в последние годы вполне очевидная вещь на фоне высоких показателей экономического роста. Хотя власти успокаивают население, на днях премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в интервью местным СМИ убеждал, что инфляция под контролем. Однако не только простой народ, но и эксперты говорят обратное. В частности преподаватель Пекинского университета Ли Цзиминь предупреждает, что в ближайшие два года уровень инфляции может исчисляться двузначными числами. Однако он убежден, что правительство в силах сдержать ее стремительный рост.

Вместе с тем с большой долей уверенности можно говорить, что в нынешнем году стоит ожидать дальнейшего роста цен на продовольствие, в том числе на овощи, мясо. В канун Нового года в Китае в очередной раз выросли цены на горючее, а в условиях роста зависимости от экспорта нефти вполне обоснованными выглядят прогнозы о дальнейшем подорожании энергоносителей.

Одновременно правительству пока не очень успешно удается контролировать ситуацию на рынке недвижимости. В течение года были приняты меры по борьбе со спекулянтами и с повышением доступности жилья простым гражданам. Ужесточены условия для получения кредита на покупку второй недвижимости, готовится повышение налога на недвижимость в Пекине и Шанхае. Возможно, в макроэкономических показателях ситуация и улучшается, но, например, аренда жилья в ноябре - декабре выросла на 20 процентов, а кое-где и на 40 процентов. По словам представителей риелторских контор, которые мне удалось посетить, не снижаются также и цены на покупку жилья, в лучшем случае не растут.

Приятным событием в Новом году станет повышение зарплаты, правда, в основном оно коснется рабочих-мигрантов. Уже в прошлом году был принят ряд мер, направленных на улучшение их социального статуса. И в будущем данный курс вероятнее всего будет продолжен.

И совершенно не праздничное настроение перед Новым годом создали пекинские власти автолюбителям. Для сдерживания темпов роста городского автопарка с 2011 года вводятся новые правила регистрации автомобилей. В частности в год будет выдаваться только 240 тысяч номерных знаков. Если раньше стоимость получения автомобильного номера через автосалон составляла 500 юаней (около 75 долларов), то пессимисты предсказывают, что теперь нужно будет потратить раз в сто больше.

Берлин - Нью-Йорк: доплатить 45 евро

Текст: Анна Розэ

В предновогодней суете немцы совсем не думали об инфляции. Дело не только в особом приподнятом настроении и абсолютном погружении в усердный поиск рождественских подарков для родных и близких. Просто тема инфляции никогда особо не тревожила немцев, а уходящий год принес достаточно поводов для оптимизма.

Немецкая промышленность преодолела кризис на "пятерку". По словам министра экономики Райнера Брюдерле, экономический рост в 2010 году превзошел все ожидания и конца ему не видно. Оптимизма прибавляет и понизившаяся безработица.

Ни в средствах массовой информации ФРГ, ни в личных разговорах тема повышения цен не поднимается. Потому что цены либо совсем не растут, либо растут так незаметно, что на кошельке немцев это не отражается. Кроме того, растут не все цены. В потребительской корзине есть даже продукты, которые становятся дешевле. Эти плюсы-минусы нивелируют общую инфляцию.

Хотя если присмотреться внимательно, некоторые привычные траты станут или уже стали выше. Например, правительство ФРГ в уходящем году приняло закон об особом налоге на авиационный керосин. Некоторые авиакомпании с готовностью переложили эти издержки на плечи потребителей. Билеты на внутренние рейсы теперь стоят в среднем на восемь евро дороже. А те, кто намеревается лететь, например, в США, должны выложить дополнительные 45 евро за билет в одном направлении. Незначительно выросли цены и на железнодорожные билеты.

Неудовольствие граждан вызывает неясность с повышением на один процент взносов в кассы обязательного медицинского страхования. Дальнейшие повышения цен на страховые взносы по потере работоспособности или по уходу за больными не исключены. Кабинет министров вот уже год колдует над новым законом о здравоохранении. Немцы с замиранием сердца ждут, какие сюрпризы он принесет в новом году. Неприятные подарки готовит наступающий год курильщикам. С мая стандартная пачка сигарет подорожает на сорок центов.

Не улучшится в 2011 году финансовое положение более чем двух миллионов безработных, которые получают пособие "Хартц IV": всего 364 евро на все про все плюс доплаты за квартиру и необходимые издержки. Конституционный суд постановил, что эта сумма недостаточна для выживания. Правительство подчинилось решению суда и повысило пособие всего на... пять евро. Возмущению граждан не было предела. При голосовании в верхней палате парламента закон не прошел. Однако канцлер Ангела Меркель стоит на своем: пять евро и ни центом больше. Разговоры об инфляции тут излишни.

А не хотите бензин за 60 рублей?

Откровенно говоря, ничего хорошего французы от наступившего года не ждут, и это неудивительно.

Вроде бы кризис, встряхнувший два года назад Францию и весь мир, позади. Однако его последствия по-прежнему дают о себе знать.

По опросу института общественного мнения "Виавойс", 89 процентов местных предпринимателей, ссылаясь на годовые отчеты компаний, до сих пор полагают, что до полного выздоровления еще далековато. Оптимисты надеются, что нормализация наступит в 2012 году. Пессимисты же высказывают опасение, что она вообще не покажет своего носа. Мол, мало ли что еще случится в мировой или европейской экономике. И тогда все пойдет, как у Сэмюэля Беккета с его персонажем-невидимкой Годо: разговоров много, а его все нет.

Казалось, накануне Рождества и Нового года торговля во Франции слегка оживилась, что и понятно: без подарков близким и друзьям, пускай ценой жесткой экономии, ни один француз себе это время не представляет. Но этот всплеск был, надо сознаться, менее значимым, чем раньше. Из-за непогоды и снегопадов многие не отважились отправиться за покупками в загородные гиперцентры, где торговый оборот снизился по сравнению с декабрем 2009 года примерно на четверть. Если бы не премия за утилизацию старых автомобилей, которая, кстати, во Франции отменена с 1 января, не избежать статистикам негативных цифр в графе "потребление". Многие, забравшись в долги, перенесли покупку авто на более ранний срок, а это значит, в предстоящем году будет продано на порядок меньше машин.

Тем более что 42 процента французов, если верить институту "Виавойс", убеждены в том, что их покупательная способность в 2011 году уменьшится. Примерно столько же уповают на то, чтобы их доход остался на том же уровне, что в году уходящем. Но даже если это произойдет, многое самое необходимое французам будет обходиться гораздо дороже.

Так, министр бюджета Франсуа Баруэн уже объявил, что с нового года будут пересмотрены тарифы на электроэнергию. Их поднимут на три процента, и это будет второе аналогичное увеличение за последние полгода. Еще хуже обстоят дела с бензином, без которого 32 миллионам французам-автомобилистам при всем желании не обойтись. Из-за вздорожания цен на нефть поднялись расценки на бензин. Литр 95-го, самого расхожего во Франции, сейчас повсеместно зашкаливает за 1,50 евро (60 рублей).

Малоприятный новогодний сюрприз преподнесли соотечественникам и страховщики. Они поднимают обязательную для владельцев автомобилей страховку кто на четыре, а кто и на четыре с половиной процента. Французам придется больше платить и за страхование жилья, а оно здесь также обязательное. На сколько? Сверх прошлогоднего еще на семь-восемь процентов.

Тех же, кто пока своей собственной крышей не обзавелся, но хотел бы, ждет разочарование. Дело в том, что цены на жилье во Франции за 2010 год росли, особенно в конце года, устрашающими темпами. Так, в Париже квадратный метр сейчас в среднем стоит 7,5 тысячи евро, а это почти 20-процентное увеличение за год. Как полагают местные агенты по недвижимости, такая тенденция сохранится и в 2011-м.

Вырастут также цены на железнодорожные билеты и в первую очередь на популярные TGV - сверхскоростные поезда, развивающие скорость свыше 300 километров в час. В середине лета то же самое произойдет и в парижском метро.

Как следствие правительственной политики, нацеленной на сокращение дефицита фонда социального страхования, французам придется в большей степени, чем раньше, оплачивать медицинское обслуживание. Так, если раньше лечебные процедуры или диагностика, которые обходились государству до 120 евро, производились бесплатно, то теперь за них пациентам придется выкладывать 20 процентов стоимости.

Наверное, поэтому, как свидетельствуют опросы института "Виавойс", 35 процентов французов в наступившем году намереваются сократить свои расходы, в частности, на питание и одежду.

В мире Европа Великобритания В мире Европа Польша В мире Европа Франция В мире Европа Германия А как у них?
Добавьте RG.RU 
в избранные источники