11.01.2011 00:30
    Поделиться

    Ясен Засурский: Газета - это современный летописец Нестор

    Одним из центральных событий 2010 года стала публикация секретной переписки Госдепартамента США на сайте "ВикиЛикс". Появление материалов, предназначенных только для "избранных", в открытом доступе произвело настоящую революцию в сознании человечества.

    Вдруг выяснилось, что мы все - от простых людей до первых лиц государства живем за стеклом, когда любой секрет может мгновенно стать известным всему миру за считаные часы. Свое мнение о том, насколько должны быть свободны СМИ в современном обществе, "РГ" высказал президент факультета журналистики Московского государственного университета профессор Ясен Засурский.

    Российская газета: Ваш последний сборник, посвященный вопросам свободы прессы с 1997 по 2007 год называется "Искушение свободой". Чем, на ваш взгляд, завершилось это Искушение?

    Ясен Засурский: Искушение свободой было очень важным процессом. Раньше все говорили о необходимости свободы. И мы получили свободу. Пресса за последнее десятилетие стала острее, разнообразнее. Практически не осталось закрытых тем. Это было очень позитивное явление. Но проявились и такие сложные аспекты свободы, как вседозволенность. Это, конечно, не правильно. Потому что свобода означает прежде всего ответственность. Не перед властями, перед своей совестью, перед журналистской честью, перед интересами общества.

    РГ: Но, согласитесь, что понятие ответственности имеет несколько размытый характер. Потому что в это понятие каждый вкладывает что-то свое.

    Засурский: Когда я говорю об ответственности, имею в виду прежде всего ответственность перед каждой личностью, перед каждым ребенком, который читает, слушает, видит то, что производят журналисты. Ответственность перед своими детьми, перед своими родителями, в конце концов. Журналистика помогает понять мир. В этом смысле свобода открывает нам новые реальные пласты жизни. Но этой свободе часто мешает вседозволенность, которая основана на искаженном понимании того, что должен получить читатель. Если вы читаете газету каждый день, то знаете, как мир развивается, как мир движется. Я считаю, что наши газеты сегодня испытывают трудности как раз в интерпретации, анализе событий. Существуют события, которые требуют быстроты в изложении. А есть те, что связаны с осмыслением. И этот осмыслительный процесс лучше всего ведется печатными изданиями. Потому что в них издавна существует культура анализа, которая ведет начало от Геродота и от нашего летописца - Нестора. Нестор не занимался тем, что он быстрее других излагал что-то. Но мы в его летописях видим движение истории. Газета - это современный Нестор и эту функцию она сохраняет.

    РГ: Вы использовали термин "вседозволенность". Но в Советском Союзе тоже любили поговорить о вседозволенности прессы.

    Засурский: Цензура как раз не нужна. Но проявление этой вседозволенности дает доводы сторонникам цензуры, которые говорят: смотрите, как журналисты распустились, пишут о чем угодно.

    РГ: Насколько справедливо, когда прессу называют "властью", не важно какой по счету? Или ее правильнее называть, как в прошлом, СМИП - средство массовой информации и пропаганды.

    Засурский: Российская пресса из СМИ возвращается к СМИП. Это, конечно, происходит, и это жаль, потому что пропаганда означает известное насилие над разумом человека. Она заставляет его во что-то поверить, принять какую-то точку зрения. А информация хороша тем, что она дает достаточно пищи для того, чтобы сделать собственные выводы, которые оказываются более устойчивыми, чем выводы, сделанные под влиянием пропаганды. Потому что пропаганда в определенный момент очень быстро утрачивает свое влияние. Мне кажется, что пропагандой можно заниматься, если под ней подразумевать популяризацию определенных взглядов, идей. Но когда пропаганда превращается в машину пропагандистскую, это очень опасно.

    РГ: Можно ли говорить о том, что материалы , опубликованные сайтом "ВикиЛикс", иллюстрируют ваш тезис об Искушении свободой?

    Засурский: Не так много в тех же материалах "ВикиЛикс" серьезных разоблачений, там гораздо больше сплетен. Но сплетен, которые выдают человеческие слабости. Это урок журналистам и дипломатам быть ответственными в своих речах, в том, что они пишут.

    РГ: На факультете журналистики учат этическим нормам?

    Засурский: Мы учим этическим нормам. Но мне кажется в этой части мы должны предпринять специальные усилия. Вопрос о том, как цитировать и как использовать высказывания других людей, особенно политиков, очень серьезный.

    РГ: Скажите, нужна ли "желтая пресса"?

    Засурский: Я думаю, что "желтая пресса" отвратительна, но у нее есть одно положительное качество. У англичан есть такое выражение - человек, который дает свисток. Это означает, что он привлекает к чему-то внимание. Эту функцию выполняет "желтая пресса". Это грязная работа. Но помимо сведений о том, кто с кем спит, иногда проясняются и более серьезные вопросы, имеющие общественно значимый характер.

    Поделиться