У актрисы Елизаветы Боярской - одна премьера за другой. Петербургский режиссер Ирина Евтеева сняла ее в анимационно-игровом фильме "Маленькие трагедии" по мотивам произведений А.С. Пушкина, Алла Сурикова - в комедии "Человек с бульвара Капуцинок".
В новом фильме "Не скажу" драматическую историю любви она сыграла в паре с Максимом Матвеевым, а вскоре после этого пара поженилась. Телевидение крутит новый клип Валерия Меладзе "Небеса" с участием Лизы. А в Малом драматическом театре - Театре Европы, где она служит, выпущена премьера чеховских "Трех сестер". У Боярской - роль Ирины. Недавно актриса отметила 25-летие. Маленький юбилей.
Елизавета Боярская: Журналисты звонят: "Лиза, хотим подготовить интервью к вашему юбилею". Какой юбилей?! Даже смешно. Вот когда тебе 50-60 лет...
Российская газета: Тем не менее сделано уже многое. Вы снялись более чем в 20 фильмах, заняты в театре в нескольких спектаклях Льва Додина. А к интервью привыкли с детства.
Боярская: Когда у папы брали интервью, в это время я решила, что никогда не буду актрисой. И журналистом - тоже. Я так боялась и не любила все это! И папину славу, и репортеров, которые ходили вокруг с камерами. Для нас с Сережей (старший брат Лизы. - Авт.) это было мукой. Мы хотим играть, а нас наряжают, сажают перед камерой, задают какие-то дурацкие вопросы. И я должна спокойно сидеть часами у мамы на руках... Остались записи, где у нас с братом такие несчастные, унылые лица!
Когда стали появляться мои работы и интервью брали уже у меня, первое время в основном они шли с заголовками вроде: "Боярская, дочь главного мушкетера страны", и для меня это было немного непривычно, так как за десять лет обучения в школе мне никто не напоминал о моей фамилии, я была такой же ученицей, как и все, а тут мне пришлось и, что самое главное, захотелось всем доказывать, что я сама могу чего-то добиться. Чем больше мне хотелось доказывать, тем больше я трудилась, что вошло в привычку и слава богу. А теперь, спустя годы, оглядываясь назад, я считаю так: Боярская - дочь? Да, и это здорово! И прекрасно, что у нас актерская династия, и я девятая актриса в семье.
РГ: Уже несколько лет телезрители ругают новогодние сказки - мюзиклы с участием одних и тех же звезд эстрады. Вы отказываетесь сниматься в них или вам не предлагают?
Боярская: Не предлагали. Меня всегда удивляет, как люди сначала ругают новогодние телепередачи, а потом все равно их смотрят. Но ведь можно просто выключить телевизор. Я тоже не одобряю многое на нашем телевидении. Могу возмущаться дома, мое личное мнение никого не интересует.
РГ: Снегурочку когда-то играли?
Боярская: В фильме "Ирония судьбы. Продолжение" примеряла костюм Снегурочки. Я бы с удовольствием сыграла Бабу-ягу! Это не менее интересно.
РГ: А как вы празднуете Новый год?
Боярская: Сколько себя помню, всегда одинаково, традиционно - дома. Родители вечером 31 декабря играют спектакль "Интимная жизнь" (а в последние годы и я тоже в театре - играем или "Блажь", или "Бесплодные усилия любви"), потом приходим домой, быстро накрываем стол. К нам присоединяются семьи Сергея Мигицко, Анны Алексахиной, Сергея Лосева. Провожаем старый год, встречаем новый. Такие актерские посиделки. Отдыхаем, поем, танцуем. Едим стандартные блюда - оливье, селедку под шубой, студень, мандарины, пьем "Советское шампанское". Под утро все расходятся. И тогда я ухожу к друзьям. В этом году к нам присоединился Максим.
РГ: Ушедший год был для вас добрым, ярким? Что ждете от нового?
Боярская: Год был очень насыщенным: репетиции, съемки, гастроли, разные страны, перелеты, переезды, очень важная для меня премьера в театре - "Три сестры" А.П. Чехова. Я вышла замуж! А раз год был насыщенным, значит, и счастливым! В новом году хочется не сбавлять темпы, лишь бы было здоровье у меня и у моих близких.
РГ: Вам не предлагали рекламировать драгоценности, часики, шубки, стать лицом косметической фирмы?
Боярская: Предлагали. И довольно часто. Я долго отказывалась. Мне казалось, что это, хотя и хорошее материальное подспорье, все-таки не совсем актерское занятие. Честно говоря, я боялась осуждения. Есть люди, которым нравится то, чем я занимаюсь, они видели меня в театре, в разных фильмах. Но я знаю и другое: гораздо больше критиков, которые говорят обо мне только негативно. Я не раз думала о том, что если еще снимусь в рекламе, то на мне живого места вообще не оставят.
Я сомневающийся в себе человек, но то, что работаю в театре Додина и Лев Абрамович доверяет мне играть в своих спектаклях, за что-то хвалит, а, бывает, и ругает, - дает мне самую большую уверенность внутренне опровергать негативные высказывания в мой адрес. Это для меня главное, камертон, в котором я существую. И в какой-то момент я это приняла. Ругать будут всегда. Делай свое дело, и будь что будет. А для меня мнение одного моего учителя ценнее всего. Когда я советовалась с Додиным по поводу рекламы, он сказал: "Если вы считаете это достойным предложением, я не против". Я дождалась достойного предложения. Считаю, духи - это именно то, что должна рекламировать женщина. Не буду пока называть косметическую фирму, сегодня она широко известна. Реклама с моим участием появится весной. Она пойдет не только на Россию, но и на многие другие страны. Снимали ее в Нью-Йорке. И если я всегда рассматривала предложения с точки зрения того, кинут в меня потом за это камень или не кинут, то сейчас я об этом не задумываюсь.
РГ: Клип Валерия Меладзе "Небеса", в котором вы снялись, бьет рекорды в Интернете, только за полтора месяца его посмотрели более миллиона человек...
Боярская: Не знала об этом. Я мечтала сняться в клипе. Сейчас у нас умело снимают их. Мне нравится творчество братьев Меладзе, считаю, что это образованные, тонкие люди. Поэтому сразу откликнулась на приглашение. Было интересно сыграть за пять минут целую историю - без слов, только на уровне жестов, взглядов, эмоций, красивых картинок и под красивую музыку.
РГ: Что нового сыграли в последнее время?
Боярская: Сейчас хороший сценарий большая редкость, а браться за все подряд мне не хочется, все-таки у меня есть театр, я ждала интересного предложения. И вот удача - "Пять невест", четырехсерийный фильм режиссера Карена Оганесяна. Май 1945 года, конец Великой Отечественной войны, деревенская глушь. Прекрасная роль, по сути, характерная - шофер почтового грузовичка Зоя. Я была очень рада, когда получила ее. Прочитав сценарий, не ожидала, что мне предложат сыграть именно Зою. Она грубовата, у нее мужиковатый вид, ходит в засаленном комбинезоне, ботинках, мужской рубашке, кепке. Естественно, не накрашенная, чумазая.
Мне очень повезло с партнерами, это Данила Козловский, с которым мы с первого курса играли этюды и сейчас работаем вместе в театре, прекрасные актрисы Светлана Ходченкова, Юлия Пересильд, Ирина Пегова, Ксения Раменкова, Марина Голуб. Я видела смонтированный материал. По-моему, будет симпатичный фильм. Чистый, немного наивный, такая ретро-комедия в духе старых, добрых советских картин.
Еще одна удача - чудесная роль и великолепный сценарий - "Петр Первый. Завещание". Здесь и Петровская эпоха, и исторические личности, и возможность поработать с Владимиром Владимировичем Бортко. И актеры, которыми я восхищаюсь: Александр Балуев, Сергей Маковецкий, Ирина Розанова, Александр Филиппенко, Сергей Шакуров. И Анна Ковальчук, с которой мы уже снимались в "Адмирале". Очень захватывающая история, интересная роль княжны Марии Кантемир, невероятно образованной, не по годам мудрой, ставшей последней любовью императора, его соратницей.
РГ: Могу сказать, что ваши старшие и именитые коллеги хвалят вас: "Лиза молодец, умница, трудяжка!" Судя по вашему образу жизни, вы человек организованный, педантичный.
Боярская: Мы с Максимом оба педанты, стараемся ничего не упустить из виду. К примеру, мы назначили день свадьбы, когда у обоих появилось свободное время, и потом с большим удовольствием составляли списки приглашенных, продумывали все до мелочей: как расставить столы, какие скатерти постелить, где что будет стоять и висеть, какая будет кухня. Мне всегда нравилось что-то организовывать.
РГ: А где снимается ваш муж Максим Матвеев?
Боярская: Он играет врача, пластического хирурга, в многосерийном фильме "Военный госпиталь". Мы очень похожи с Максимом в плане страстного, любовного отношения к профессии. Прежде чем приступить к работе, он ходил в госпиталь, присутствовал на нескольких операциях. Ему дали инструменты, он брал поролон, делал в нем надрезы, учился зашивать "раны" специальными нитками, делать медицинские узлы разными способами. У нас дома появились книги по челюстно-лицевой хирургии, со страшными картинками... Максим все это дотошно изучал и столько узнал, что в сценарии заметил некоторые неточности: "Врачи сказали, что так быть не может". Что-то в итоге переписали. Консультанты на площадке говорят, что теперь можно спокойно снимать, как он делает операцию.