Виктор Казарин: Поправки в закон позволят быстрее и лучше решить проблему мусора в городах

В конце декабря состоялось заседание трехсторонней комиссии Госдумы, Совета Федерации и Общественной палаты по подготовке основных направлений экологической политики и охране окружающей среды на ближайшее десятилетие.

Об одном из важнейших аспектов экологической проблемы мы попросили рассказать соавтора законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты РФ", члена Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Виктора Казарина.

Российская газета: Виктор Николаевич, насколько значительна проблема отходов для городов?

Виктор Казарин: Их скопление представляет большую опасность для здоровья. Нередко в отходах есть вещества с высокой токсичностью и содержащие канцерогены. Очистка городов от мусора порой не успевает за ростом населения. И одна из причин - низкая степень утилизации отходов, нехватка специализированных мощностей по их обезвреживанию и переработке. Вся тяжесть обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами ложится на органы местного самоуправления. Но остаются неурегулированными вопросы организации обезвреживания и захоронения отходов - в определении уровня полномочий. Этот правовой пробел должен восполнить наш новый законопроект.

РГ: Значит, не отрегулированная законодательная база способствует мусорному застою в городах?

Казарин: Многие действующие нормативы имеют правовые пробелы для разрешения реальных вопросов. В Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится в том числе организация утилизации бытовых и промышленных отходов. В этих законах определение термина "утилизация" не содержится, вместо него включено понятие: "размещение отходов". Нечеткость в формулировке дает возможность некоторым руководителям халатно относиться к проблеме, заменяя процесс переработки и уничтожения мусора примитивным захоронением отходов.

Недостаток финансовых средств в местных бюджетах, ограниченные возможности по привлечению инвестиций, а также межмуниципальный характер решений по выбору способа удаления отходов - все это препятствует решению проблемы.

РГ: А решение проблемы, видимо, кроется и в реальном строительстве мусоросжигательных заводов?

Казарин: Создание любого объекта утилизации отходов, мусоросжигательного завода или инфраструктуры по переработке вторичного сырья требуют не только значительных инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям. Большинство субъектов РФ обладает нужными ресурсами, позволяющими привлекать инвестиции, осуществлять выбор площадок для строительства и создавать межмуниципальные объекты по удалению отходов. Так что необходимо этот вопрос решить в комплексе с правовыми нормами. Пока в законодательстве РФ преобладают правовые нормы ограничительного и запретительного характера, а вопросам организации утилизации не уделяется должное внимание.

В законопроекте предлагается закрепить за субъектами РФ полномочия, которые в настоящее время осуществляются органами местного самоуправления: по организации использования, утилизации, бытовых и промышленных отходов на территории соответствующего региона. Он также предоставит субъектам право организации захоронения коммунальных отходов и восстановит полномочия по проектированию и строительству предприятий по обезвреживанию и захоронению отходов, включив эти объекты в схемы территориального планирования регионов.

Кроме этого, предлагается ввести термин "утилизация отходов" для обозначения деятельности, направленной на повторное использование и переработку отходов.

Компетентно

Александр Голиченков, декан, заведующий кафедрой экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член Президиума АЮР:

- Отходы в городах - проблема реальная и прежде всего технологическая: нужно отладить их сбор, сортировку, переработку. Применять здесь нужно наилучшие технологии, например, сир-лифты. Это проблема экономическая: хорошие технологии требуют хороших денег (цена того же сир-лифта составляет примерно 120 тысяч евро). Однако для России основной стала проблема отношения к отходам населения. В отличие от финнов, немцев, швейцарцев мы явно не фанаты чистоты своих городов. Попробуйте, например, наладить сортировку бытовых отходов. В Москве в прошлом году "раздельных" отходов было собрано лишь около 0,6 процента от их общей массы. Ну и, конечно же, это проблема юридическая: правильно отстроенное соотношение прав - обязанностей - ответственности "производителей" отходов - непременное условие ее решения.

цифра

120 тыс. евро стоит современная технология по утилизации отдохов.