Рашид Нургалиев: социально немотивированная полиция и работать будет соответствующим образом

Будет ли милиция, став в марте полицией, по-прежнему заниматься не свойственными правоохранительным органам делами?

Например, доставлять в военкоматы призывников, дежурить в медвытрезвителях, охранять экологию, проверять качество товаров в ларьках. Или, наконец, главные усилия будут направлены на безопасность граждан и раскрытие преступлений? Об изменениях, которые принесет в его ведомство новый закон "О полиции", рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете" министр внутренних дел РФ генерал армии Рашид Нургалиев.

Российская газета: Рашид Гумарович, почему в законопроекте осталось большое количество избыточных функций, отдельные из которых носят прямой коррупциогенный характер? Например, госконтроль правил стандартов технической нормы и других требований безопасного дорожного движения, контроль за деятельностью станций техобслуживания, которые допущены до техосмотра. Или осуществление приема экзаменов на получение водительских удостоверений, охраны на коммерческой основе диппредставительств, контроль за порядком регистрации и снятия граждан России с учета.

Рашид Нургалиев: Вопрос несвойственных функций полиции, безусловно, относится к числу наиболее важных и сложных. Но решать его необходимо постепенно, по мере комплексной готовности иных государственных органов и организаций их выполнять. В противном случае мы можем создать ситуацию, когда исполнять соответствующие функции будет просто некому. Поэтому, часть из них будет передана с 1 января 2012 года. Какие-то - позже.

РГ: Останется ли за милицией функция контроля за ЧОПами, за оборотом оружия?

Нургалиев: Что же касается подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью - они осуществляют сугубо административно-надзорную функцию, которая по своей сути не может быть коммерческой. Ну а что такое неконтролируемая частная охранная организация, думаю, объяснять не стоит. У всех у нас на слуху примеры, когда некоторые абсолютно легальные ЧОПы на поверку оказывались самыми настоящими организованными преступными группами. То же самое касается и бесконтрольного оборота оружия. В оперативных сводках каждый день сообщается о том или ином происшествии с его использованием.

РГ: Как оценивалась "достаточность" закрепляемых прав сотрудников полиции для осуществления тех или иных функций? Ведь, например, всегда есть "данные, дающие основания подозревать гражданина в совершении правонарушения" и потому проверять у него документы.

Нургалиев: Здесь нельзя бросаться в крайности. Если исключить данную формулировку или сделать ее более конкретной - с перечислением "всех" обстоятельств, когда сотрудник может реализовать предоставляемые ему законом права, то может возникнуть ситуация, при которой сотрудник, будучи полностью уверенным, что перед ним преступник, просто не сможет проверить его документы, чтобы подтвердить свою правоту, установить личность нарушителя, задержать его и так далее.

В случае же, если гражданин сочтет действия полицейского необоснованными или же они нарушат его права - он может обжаловать их как в суде, так и в надзорных инстанциях.

РГ: Как можно говорить об установлении партнерских отношений с гражданами, когда в законопроекте устанавливается право вызывать их в полицию в связи с проверкой зарегистрированных заявлений, которые могут касаться как преступлений, так и просто административных правонарушений?

Нургалиев: Не случайно участники обсуждения законопроекта особое внимание уделили обеспечению гарантий законности при применении полицией предоставленных ей прав.

Что касается вызова граждан, то ведь одна из главных задач, стоящих перед полицией, заключается в раскрытии преступлений. В этой связи возникает вопрос: а каким образом оперативникам получать необходимую для этого информацию, если не путем опроса граждан и запросов соответствующей информации в организациях?

К тому же в ходе работы по конкретным преступлениям и правонарушениям нередко вскрываются новые обстоятельства, которые требуют повторного опроса для выяснения тех или иных подробностей. Поэтому данная норма вполне обоснована.

РГ: Останется ли право у полиции запрашивать и получать информацию, справки, документы у представителей бизнеса?

Нургалиев: Как и ожидалось, нормы, закрепляющие так называемые экономические права полиции, стали предметом пристального внимания общественности. Многие настаивали на законодательном отстранении сотрудников полиции от проведения проверок предпринимателей, а в отдельных случаях предлагалось вообще упразднить подразделения экономической безопасности.

Такие радикальные меры вряд ли оправданы и на практике могут привести к нежелательным последствиям. Сейчас идет речь о том, что мешает полиция, а потом - кто-то еще. Полный уход государства от контроля в этой сфере может привести к тому, что не только полиция, но и другие контролирующие и надзирающие органы будут отстранены от проверок. Это путь к нецивилизованным формам рынка, а в итоге - к снижению качества предоставляемых населению товаров и услуг, криминализации бизнеса.

Представляется, что следует вести речь не об отмене права полиции проверять бизнес, а о более четкой регламентации ее действий в этой сфере. Разделяя отдельные опасения бизнес-сообщества, соответствующие коррективы были внесены в законопроект.

Основания для истребования документов юридических лиц и ознакомления с ними непосредственно в организациях ограничены. Эти действия теперь могут осуществляться только в рамках расследуемых уголовных дел и находящихся в производстве дел об административных правонарушениях. А также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений граждан о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

РГ: Высокие требования, предъявляемые к сотрудникам, останутся пустым звуком без материального подтверждения. Возрастут ли социальные гарантии, зарплата у полицейских?

Нургалиев: Безусловно. Слабая, социально немотивированная полиция и работать будет соответствующим образом. Поэтому вопросы социальных гарантий и достойного денежного содержания сотрудников МВД являются одним из приоритетных направлений государственной политики, нацеленной на реформирование ведомства.

Президент заявил, что лейтенант полиции в 2012 году будет зарабатывать не менее 33 тысяч рублей в месяц с последующим увеличением в зависимости от служебного роста и изменения выслуги лет. Уверен, что при таких условиях у сотрудников полиции появится серьезный стимул для добросовестного выполнения своих обязанностей. В настоящее время в некоторых регионах сотрудники получают втрое меньше.

Кроме этого, полицейским необходимо гарантировать права на обязательное медицинское страхование, обеспечение жильем, льготы на проезд в общественном транспорте. Два последних обстоятельства особенно важны для обеспечения эффективной работы, прежде всего участковых уполномоченных полиции.

Сейчас, в соответствии с поручением главы государства, идет подготовка специального закона, где будут прописаны денежное содержание и соответствующие социальные гарантии. В том числе рассматривается и зарубежный опыт. Кстати, в других странах полицейские также не имеют самых высоких зарплат. Но их работа по защите общества и граждан стимулируется за счет пакета социальных гарантий: достойная пенсия, медицинская страховка, льготное кредитование и т.д.

Интервью с Рашидом Нургалиевым о подробностях реформы МВД читайте в сегодняшнем номере "Российской газеты".

Контроль

РГ: Многие депутаты сетуют на то, что законопроект не предусматривает парламентский контроль.

Нургалиев: Согласно статье 49 законопроекта, палаты Федерального Собрания Российской Федерации осуществляют государственный контроль деятельности полиции в соответствии с нормами законодательства. Более того, по сравнению с Законом "О милиции" возросла роль региональных парламентов. Впервые мы законодательно закрепили обязанность должностных лиц полиции не реже одного раза в год отчитываться перед представительными органами субъектов России и муниципальных образований.

Таким образом, нельзя говорить, что законопроект "О полиции" не предусматривает осуществление парламентского контроля ее деятельности. Если же депутаты Государственной Думы сочтут необходимым выделить его в отдельную норму - они могут это сделать.