В основе праздника, отмечаемого 19 января, лежит евангельское событие Крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Еще первые христиане, веруя, что в день Крешения освящается все водное естество, именно к этому дню приурочивали массовые крещения. Шли века, традиция принимать Таинство Крещения в день праздника ушла, само Таинство может быть совершено в любое время, но вот обычай окунаться в воду остался. Считается, что этим мы смываем грехи, получая благословение на здоровье, физическую крепость.
Хотя понятно, что подлинным очищением может стать только Исповедь, а обновление дарует благодать Таинства Причастия. Именно потому верущие стараются исповедоваться и причаститься или накануне праздника, в Крещенский сочельник, или же в день Крещения Господня. И центр праздника - это все-таки воспоминание о евангельском событии Крещения Христа, а не купание в проруби, которое, кстати, из медицинских соображений может быть показано не всем.
Мы знаем, что до 30 лет Иисус жил в Назарете, плотничал, и люди не догадывались, кто он. В это же время в Иудее жил Иоанн Предтеча, Он был праведником и рано удалился в пустыню, где вел жизнь подвижника. Когда Иисусу исполнилось 30, Иоанн Предтеча вышел из пустыни и начал проповедь, призывая людей к покаянию. Как свидетельствовал Иосиф Флавий, "народ... стекался к нему в великом множестве". Те, кто покаялся, в знак очищения принимали от Пророка погружение в воды реки Иордан.
В то время все ожидали прихода Спасителя, поэтому многие решили, что Иоанн и есть Мессия. Но Пророк говорил, что он крестит водой в покаяние, а вот за ним идет Сильнейший, который "будет крестить... Духом Святым и огнем", то есть в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь, попаляющий греховную скверну.
Когда вместе со всеми Иисус пришел к реке Иордан, Иоанн Креститель прозрел, Кто перед ним и, пораженный, воскликнул, обращаясь к Иисусу, что это он должен креститься от Христа, а не наоборот. Но услышал в ответ: "Делай то, что тебе должно делать". И безгрешный по природе Иисус вместе с грешниками вступил в воды иорданские и освятил само водное естество. В этот миг Иоанну открылось, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса, и услышал Иоанн глас Божий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
Так людям была явлена вся Святая Троица: Бог Отец - голосом с неба, Бог Сын и Бог Дух Святой - снизошедшим на Иисуса Христа Голубем. Поэтому этот древнейший христианский праздник называется еще Богоявлением.