Инвесторы не спешат вкладывать средства в модернизацию энергетической отрасли. Эта проблема стала темой обсуждения на состоявшемся в Новосибирске расширенном заседании Координационного совета по энергетике Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС).
В 2010 году в главном отраслевом документе - "Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики" - впервые появился раздел "Инновационное развитие", содержащий пилотные демонстрационные проекты. Всего в документе их более двадцати, из них в Сибири в 2011-2020 годах будет реализовано три. Все они касаются работы угольных станций. На Татауровской ГРЭС в Забайкалье, Алтайской КЭС и Березовской ГРЭС в Красноярском крае будут испытывать угольные блоки, рассчитанные на суперсверхкритические параметры пара. Кроме того, запланировано создать несколько демонстрационных установок управляемых линий электропередачи: Забайкальский преобразовательный комплекс несинхронного объединения Объединенной энергосистемы Сибири и ОЭС Востока, Амурский преобразовательный комплекс несинхронной связи ОЭС Сибири и ОЭС Востока, управляемое устройство продольной компенсации и фазоповоротное устройство для связи ОЭС Урала и ОЭС Сибири. Пилотные проекты должны убедить инвесторов вкладывать средства в новые технологии.
- Основной недостаток Генеральной схемы, принятой в начале 2008 года, - это отсутствие механизмов ее реализации. Проекты и их выполнение шли в разные стороны, - считает генеральный директор ЗАО "Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике" Игорь Кожуховский. - Поэтому при корректировке особое внимание нами было уделено разработке механизмов внедрения.
Предлагаемые экономические механизмы реализации Генеральной схемы включают развитие рынка электроэнергии и рынка мощности, долгосрочные сетевые тарифы. Важными являются общеэкономические условия, такие как рост экологических платежей, введение платы за выброс углекислого газа.
К административным механизмам реализации Генеральной схемы относятся принятие технических регламентов, определяющих требования к эффективности энергетического оборудования, в том числе предельные сроки эксплуатации устаревшего оборудования; формирование при координации со стороны минэнерго России государственно-частных партнерств по созданию пилотных проектов внедрения новых технологий производства и передачи энергии; создание системы мониторинга стоимости строительства и модернизации энергетических объектов и принятие комплекса мер по минимизации капитальных затрат.
- Под эгидой министерства энергетики уже создана система регулярного мониторинга с выездом на места. Контролируются строительство объектов, затраты и так далее. При нынешней стоимости строительства у нас нет шансов на успешную реализацию Генеральной схемы, - отметил Игорь Кожуховский.
Еще одним административным рычагом является переход на договоры по формуле "бери или плати", предусматривающие взаимную финансовую ответственность между генерирующими компаниями и крупными потребителями. Практика показывает, что отдельные территории заявляют прогнозы электропотребления, которые в дальнейшем не подтверждаются, однако заявки становятся причиной строительства новых станций. Такой механизм и был введен для того, чтобы повысить ответственность за ввод новых энергообъектов в согласованные сроки.
Не дожидаясь, пока Генеральная схема выйдет из аппарата правительства, Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике выпустило документ-дублер, корректно назвав его "Сценарные условия" и доведя его до всех генерирующих и сетевых компаний. Тем самым был запущен процесс формирования программ, призванных развить и уточнить Генеральную схему на уровне каждого субъекта РФ.
Основные задачи, стоящие перед разработчиками региональных программ, - это: планирование развития сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, максимальное развитие когенерации и модернизация систем централизованного теплоснабжения, формирование стабильных и благоприятных условий привлечения инвестиций в региональную энергетику. По мнению экспертов, крупные российские энергокомпании имеют свободный доступ к стратегическим инвестиционным ресурсам, в то время как небольшие региональные предприятия, реализующие муниципальные проекты, испытывают сложности в получении кредитов. Поэтому стоит задача осуществить переход с федерального уровня на региональный. Генеральная схема сыграла свою роль, определив перспективные направления развития энергетики. Далее региональные программы должны создать конкретный план развития электроэнергетики на местном уровне, стать основой принятия долгосрочных тарифов. "Не будет долгосрочных тарифов - не будет инвестиций", - пояснил Игорь Кожуховский.
Заместитель полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Владимир Псарев обратил внимание членов Координационного совета на то, что принимаемая Генеральная схема рассчитана на период до 2030 года, однако в России нет программы социально-экономического развития на такой же срок. Существует концепция долгосрочного развития, но она ограничена 2020 годом.
- У субъектов есть основной инструмент - программа развития региональной энергетики с горизонтом планирования в пять лет, однако с ее помощью невозможно реализовывать то, что запланировано на двадцать. Нельзя заинтересовать бизнес вопросами развития электроэнергетики исходя из столь короткого срока. За это время нужно вложить деньги и быть уверенным, что они принесут отдачу. Существующие инструменты не заряжены на исполнение механизмов Генеральной схемы, - сказал он.
Размещение новых энергетических объектов должно быть тесно связано с планами развития крупных энергопотребителей, а в этом случае можно с уверенностью говорить о прочной основе для привлечения инвестиций в региональную энергетику. Причем в Сибири возможны проекты, выходящие за рамки отдельных территорий. Примером является север Иркутской области и западная часть Якутии, где идет реализация больших инвестиционных проектов по освоению месторождений полезных ископаемых - нефти, газа, золота, железной руды и угля. Здесь строят новые инфраструктурные объекты, появляются новые промышленные предприятия.
- Развитие электросетевой инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства позволит создать на востоке России крупнейший территориально-промышленный комплекс (ТПК), - подчеркнул генеральный директор электросетевой компании Борис Каратаев.
Добыча попутного газа на крупных нефтегазоконденсатных месторождениях является хорошей предпосылкой для строительства новых газовых электростанций с выдачей мощности для покрытия растущего энергопотребления и обеспечения местных нагрузок. В Иркутской области готовы построить газовую ТЭС мощностью 1 200 МВт в районе города Усть-Кут, однако требуется развивать сети. Суммарные инвестиции, требуемые для развития магистральной сетевой инфраструктуры, составят не менее семнадцати миллиардов рублей на первом этапе и не менее 24 миллиардов - на втором. По мнению Бориса Каратаева, проект ТПК должен осуществляться на основе государственно-частного партнерства, при этом создание инфраструктурных объектов следует финансировать за счет Инвестиционного фонда РФ, а коммерческих предприятий - за счет инвестиций частного бизнеса. Инициатором создания территориального промышленного комплекса должны совместно выступить правительства Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и Республики Бурятия.