13.01.2011 10:55
    Поделиться

    Татьяна Колотова: Число жалоб на нарушения в сфере госзакупок увеличивается с каждым годом

    Количество и содержание жалоб, поступающих в управление Федеральной антимонопольной службы, отражает общие тенденции в экономике страны. О зависимости количества нарушений антимонопольного законодательства от ситуации на рынках и других переменах в этой сфере рассказала на деловом завтраке в уральском филиале "Российской газеты" руководитель УФАС по Свердловской области Татьяна Колотова.

    Российская газета: Отразился ли экономический кризис на статистике нарушений, выявляемых УФАС?

    Татьяна Колотова: Безусловно. Например, в части нарушений антимонопольного законодательства наблюдается заметный рост числа обращений: в 2009 году по отношению к 2008-му он составил порядка 20-30 процентов, в 2010 году - более 30. Что касается закона о госзакупках, здесь просто огромный рост количества жалоб: 2008-й - 700 обращений, 2009-й - 1053. В 2010-м мы этот показатель перекрыли: специалистами управления было рассмотрено 1198 обращений о нарушении закона о госзакупках, из них 959 дел было возбуждено на основании обращений хозяйствующих субъектов, 112 - в результате проведения внеплановых проверок, в ходе которых выявлены нарушения. 127 обращений касались включения предприятия в реестр недобросовестных поставщиков. В третьей сфере, которую мы контролируем - соблюдения законодательства о рекламе, - в 2009 году наблюдалось снижение числа обращений. Нами было рассмотрено 82 заявления, 20 дел возбуждено по инициативе УФАС. А вот 2010 год дал большой прирост: рассмотрено 304 заявления, 23 дела возбуждено по нашей инициативе. В период кризиса и самой рекламы стало меньше, поскольку предприятия сократили расходы на нее, - и жалоб, соответственно, тоже поубавилось. А поскольку сейчас идет оживление экономики, то наблюдается увеличение числа нарушений в этой сфере.

    Рост обращений по госзакупкам объясняется тем, что в период финансовой нестабильности хозяйствующие субъекты более активно боролись за бюджетные средства: многим госзаказы помогли удержаться на плаву, выплачивать заработную плату, сохранить персонал.

    РГ: Что меняется в сфере рекламы? Проявились ли какие-либо новые тенденции?

    Колотова: Два года назад мы активно следили за рекламой банков, потому что в Свердловской области было много нарушений. Самое распространенное - когда не сообщается вся информация, необходимая для того, чтобы потребитель имел возможность сделать выбор. Я считаю, что сейчас в этой сфере относительный порядок. Зато активизировались производители пива - в связи с тем, что по телевидению их рекламу теперь разрешено показывать только в ночное время. Увеличилось и число дел в отношении неэтичной рекламы. Сейчас Екатеринбург буквально увешан изображениями обнаженных тел, и по этому поводу тоже много обращений. Есть и реклама, содержащая недостоверные сведения, но таких фактов меньше.

    Что хотелось бы отметить, в последнее время заметно активизировалась общественность - особенно в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. К нам поступает огромное количество обращений по поводу неэтичной рекламы, ненадлежащей рекламы пива. Спасибо за это огромное: благодаря общественным организациям мы смогли навести порядок с рекламой пива на улицах Екатеринбурга. Потому что своими силами - пяти специалистов УФАС - при всем желании не справиться. Активисты фотографируют рекламные щиты, составляют акты, направляют нам комплекты документов.

    РГ: А каковы критерии этичности или неэтичности рекламы?

    Колотова: К сожалению, сейчас вообще нет такого понятия, как неэтичная реклама: критерии в законе не прописаны. Так что руководствуемся общественным мнением и заключениями специалистов, которые следят за рынком рекламы много лет. Обычно привлекаем экспертов из вузов. Иногда сами участники рынка приносят заключения, порой противоречивые. Мое мнение: если хотя бы один гражданин возмутился и считает, что его чувства задеты, то реклама неэтична. К тому же мы регулярно проводим интерактивные опросы на нашем интернет-сайте. Один из последних нашумевших примеров - реклама элитного жилого комплекса со слоганом "Продаем Родину". Более 70 процентов опрошенных оценили ее негативно - для нас этого достаточно, чтобы сделать выводы. К слову, за все время существования закона о рекламе, с 1996 года, суды ни разу не отменяли решения Свердловского УФАС по фактам неэтичной рекламы.

    Молодежи, которая работает в рекламном бизнесе, кажется, что они все так здорово придумали: "обнаженка" - самый эффективный способ привлечь внимание. Но их "креатив" не всегда понимает старшее поколение. А ведь пенсионеры составляют треть населения. Мы пользуемся плодами их труда, так давайте учитывать их мнение, уважать традиции.

    РГ: Часто ли поступают жалобы на организаторов рекламных акций: когда люди участвуют в каком-либо розыгрыше, а потом выясняется, что за получение выигрыша еще предстоит заплатить?

    Колотова: Да, есть факты, когда мы признавали, что акция была проведена с нарушениями. Все эти схемы похожи, хотя фактура постоянно меняется. Это недостоверная и недобросовестная реклама. Но ее можно обнаружить только по заявлению гражданина, потому что проверить каждую акцию невозможно.

    РГ: Татьяна Родионовна, на ваш взгляд, предприниматели нарушают закон по незнанию или целенаправленно?

    Колотова: Что касается эпатажной рекламы, чаще целенаправленно. Зачастую уже в цену товара закладываются средства на уплату штрафа. Видимо, поэтому их и увеличили: минимальное наказание для юридических лиц теперь сто тысяч рублей (раньше было 40 тысяч). Изначально закладывать сто тысяч в рекламный бюджет на возможные штрафные санкции, наверно, не каждый захочет. К тому же если раньше за рекламу штрафовали выборочно, то сейчас установка ФАС такая: наказывать по всем фактам. Недавно мы оштрафовали предприятие теплоэнергетики, разместившее объявление о том, что необходимо устанавливать счетчики, на своем сайте в Интернете. А должно было донести эту информацию лично до каждого потребителя. Штрафы за нераскрытие стандартов информации тоже немаленькие - 200 тысяч.

    РГ: Осенью прошлого года наблюдался очередной резкий скачок цен на продукты питания. Были ли при этом выявлены нарушения антимонопольного законодательства?

    Колотова: Мы еженедельно мониторим цены, но можем принять меры только в том случае, если установим признаки необоснованно высоких цен или согласованных действий. Это очень сложно. Например, в августе ряд молочных заводов подняли цены в один день. Расследование по факту сговора все еще идет, и перспективы слабые. Мы собрали несколько томов документов, нам представили материалы, которые свидетельствуют: основания для увеличения цен были. Производители потребовали поднять их, чтобы окупить расходы. Мы полагаем, что катализаторами этого процесса выступили отраслевое министерство и некоммерческая организация производителей. Но доказать это практически невозможно. Тем не менее само возбуждение дела антимонопольной службой стало в тот сложный период сдерживающим фактором. По зерну аналогичная ситуация. Но там инициаторами повышения стали не крестьяне и перекупщики, а мукомолы. Будем разбираться.

    Вообще на продуктовом рынке Свердловской области нет монополистов. В Екатеринбурге до тридцати поставщиков разных сортов хлеба у каждого крупного супермаркета. Серьезная конкуренция среди торговых сетей. Даже если захотят, торговцы не смогут сделать слишком большие надбавки, потому что тогда их покупатели уйдут к конкурентам. Из отдельных населенных пунктов поступают жалобы, мы с ними разбираемся. Закон о торговой деятельности установил норму, что ни один хозяйствующий субьект не может иметь на рынке долю более 25 процентов. Это хороший стимул для местных администраций приглашать к себе бизнес и создавать такие условия, чтобы была конкуренция.

    РГ: Но есть и другая сторона медали: крупные сети за счет общего оборота могут демпинговать в маленьких городах. Наша читательница, индивидуальный предприниматель Власова из Асбеста рассказала, что там цены в сетевых магазинах намного ниже, чем в Екатеринбурге. При этом в местных торговых точках они выше, потому что иначе затраты просто не окупятся. Она задает вопрос: не приведет ли это к тому, что малый бизнес там просто погибнет?

    Колотова: Персонал трудоустроится - в крупных сетях. Дирекция останется без работы - сама виновата: не умеет работать в рыночных условиях. Другое дело, если будут выявлены факты демпинга, недобросовестной конкуренции. Но предприниматели поднимают эти вопросы только в своей среде, при этом к нам в УФАС не поступило ни одного заявления. Мы готовы разбираться с такими делами.

    РГ: Многие предприятия Свердловской области жалуются на проблемы с отправкой грузов по железной дороге. И считают, что со стороны перевозчиков есть нарушение закона о конкуренции. Это так, на ваш взгляд?

    Колотова: Опять же - куда они жалуются? К нам не поступало заявлений. На одном из совещаний в сентябре руководитель щебеночного завода поднимал этот вопрос. Я ему предложила направить к нам заявление, собрать документы. По своей инициативе мы не имеем права проводить проверки - нужен повод. Только в ноябре к нам поступило обращение граждан - коллектива предприятия. Директор же так и не описал проблему.

    РГ: В каких еще сферах на Среднем Урале не развита конкуренция?

    Колотова: Их достаточно много. Рынок бурового оборудования, отдельные отрасли машиностроения. Гораздо чаще мы рассматриваем дела о недобросовестной конкуренции, когда один поставщик пытается вытеснить другого, распространяет о нем ложные сведения. Количество таких дел возросло в десятки раз.

    РГ: Отдельный участок работы антимонопольной службы - контроль деятельности властей. В УФАС даже есть специальный отдел, занимающийся этой тематикой.

    Колотова: В этой сфере огромное количество нарушений. По-прежнему лихорадит рынок перевозок, потому что законодательство устарело. В области вот-вот появится новый закон - надеюсь, тогда будет проще. Настоящий бич - рынок похоронных услуг. Там тоже устаревшее законодательство, которое предусматривает создание специализированных организаций. Органы местного самоуправления зачастую неправильно трактуют закон, оказывая протекцию отдельным хозяйствующим субъектам.

    Но самый больной вопрос - муниципальное имущество. В отдельных случаях муниципалитет может предоставлять помещения в аренду без проведения конкурсов и аукционов - по согласованию с антимонопольным органом. Это делается в целях поддержки малого и среднего предпринимательства. За пять лет предприниматель может попробовать свои силы, развернуться. Сейчас много таких объектов согласовывают торговля, учреждения дополнительного образования, спортивные, медицинские.

    В Свердловской области 94 муниципальных образования, из них активно работает в этом направлении только Екатеринбург. Несколько обращений из Нижнего Тагила, Красноуфимского района. При этом около 70 муниципальных образований, видимо, даже не подозревают о существовании таких преференций - судя по отсутствию обращений в УФАС. Это говорит о том, что задачи поддержать бизнес руководители местного самоуправления не ставят. А предприниматели просто пока не знают об этом.

    РГ: Значительная часть нарушений, рассматриваемых территориальными органами ФАС, касается проведения госзакупок. С чем это связано?

    Колотова: По-моему, все нападки на этот закон связаны с тем, что он многим прикрыл кормушки. И сейчас они пытаются найти новые лазейки, хотя суть остается прежней: отдать заказы "своим", ограничить конкуренцию и число участников торгов. Разрабатывают документацию с такими требованиями, что выиграть торги могут только строго определенные структуры. Тем самым ограничивают круг участников. Особенно явно это прослеживается при закупках медицинских препаратов, компьютерной техники, автомобилей. Уловки нарушителей становятся все искусней. Но мы все равно будем их выявлять.

    Поделиться