Сегодня арбитражный суд Омской области впервые в России утвердил медиативное соглашение, причем сделал это самым необычным образом, практически в прямом эфире.
Новейшие технологии соединили сразу пять регионов. В четырех из них на связи находились участники процесса. В пятом - Москве - просто наблюдали, процесс ведь открытый. Среди свидетелей (в непроцессуальном смысле слова), был и корреспондент "РГ".
Фабула дела проста. Некая компания внесла кое-какие правки в устав, не известив всех акционеров. В итоге кое-кто из держателей акций сильно обиделся и подал в суд. Не будем вдаваться в детали, важна лишь одна подробность: стороны жили в разных регионах, и поначалу видеть друг друга не могли, и в географическом, и в психологическом смысле.
Первое заседание по этому делу прошло 11 января. Можно сказать, что процесс шел одновременно в четырех регионах. Дело слушалось в арбитражном суде Омской области. Точнее сказать, это были предварительные слушания. Одновременно, на связи были суды из Тюменской и Омской областей, а также Красноярского края.
На том заседании к делу были привлечены медиаторы и объявлен перерыв. Сегодня процесс продолжился. Для наблюдателей это было необычное зрелище. В пленарном зале Высшего арбитражного суда был установлен большой монитор с разделенной на несколько сторон картинкой. Здесь места были зарезервированы для сотрудников Высшего суда и журналистов: событие ведь знаковое.
А в Омской области судья заняла свое место и провела перекличку: "Красноярск готов? Тюмень готова?". "Красноярск готов, но у нас еще не явилось третье лицо". "Ждем, - говорит Омск. - Еще двух часов нет".
За минуту до начала срока на экране, передававшем картинку из Красноярска, появилась женщина. Она вбежала в зал заседаний, и подала паспорт судье. "Красноярск: третье лицо не явилось", - прозвучало в динамиках.
Судья в Омской области объявила, что сегодня утром ей были переданы документы, что сторонами достигнуто медиативное соглашение. Все стороны тут же подтвердили, мол, да, проблем больше нет. Однако возникла чисто техническая проблема: бумаги из Красноярска еще до судьи не дошли.
"Я вчера направила их поездом из Красноярска в Омск, а также послала по электронной почте", - сказала участница процесса из Красноярска. Судья арбитражного суда Омской области деловито попросила секретаря: "Свяжитесь по чату с канцелярий, получили они документы? И проверьте электронную почту". Но нет, документов не было.
"Я на всякий случай принесла с собой копии документов", - сказала представительница из Красноярска. "У Красноярского суда есть возможность передать документы по сканеру". "Да". Проблема была решена. А к самому концу заседания в омский зал суда вошла запыхавшаяся сотрудница канцелярии и принесла документы, прибывшие поездом. Но это уже было не принципиально.
Главное, прецедент создан, процедура медиации начала действовать. Чуть позже, после заседания, медиаторы рассказали, что все три дня между 11 и 14 января была напряженная работа. Они вели переговоры, выезжали в Тюмень, а также связывались по скайпу со сторонами. Фактически между спорящими сторонами произошло недоразумение, никто не желал никому зла. Однако недоразумение могло бы перерасти в настоящую войну, если бы посредники не помогли сторонам начать диалог. Благодаря новой процедуре, дело закончилось миром.
А на коротком разборе в Высшем арбитражном суде после уникального заседания, говорилось о том, что за этими двумя технологиями - и видеоконференцсвязью, и примирительными процедурами - будущее. Теперь эти системы будут активно развиваться.