14.01.2011 00:20
    Поделиться

    Готовимся к ЕГЭ. Занятие 18. Построение и грамматическое оформление предложений

    Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". В этом занятии мы начинаем исследовать синтаксис, то есть построение и грамматическое оформление предложений.

    Занятие 18. Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа двусоставного предложения. Простое глагольное сказуемое. Осложнённое простое глагольное сказуемое. Интонационное тире между подлежащим и простым глагольным сказуемым. Некоторые случаи координации подлежащего с простым глагольным сказуемым

    1. Мы уже упоминали об основных типовых моделях предложения - "предмет и его действие", "предмет и его признак, качество, состояние", "предмет и его местонахождение", например:

    1. Саша пишет письмо.
    2. Стекло будет блестеть на солнце.
    3. Магазин находился через дорогу.

    Такой действующий, имеющий признак или находящийся в определённом месте "предмет" в предложении чаще всего играет синтаксическую (грамматическую) роль главного члена подлежащего. Определение подлежащего идёт из классических грамматик исключительно по морфологическому признаку: подлежащее в предложении всегда выражается существительным именительного падежа или любой другой частью речи в значении существительного именительного падежа.

    В приведённых примерах грамматическое подлежащее совпадает с логическим предметом: субъектом (Саша) и объектом (стекло, магазин).

    Теперь посмотрим на другое предложение: Ребенка охватила радость. Здесь подлежащее радость, а речь идёт о ребенке - именно он субъект, действующее лицо, именно его состояние представлено. Однако этот субъект не подлежащее, поскольку не является существительным именительного падежа. Таким образом, подлежащее, выступая главным членом предложения и будучи грамматическим предметом, не всегда обозначает действующее лицо.

    Задание. Прочитайте предложения с выделенными подлежащими. Какими частями речи они выражены?

    • Ты умойся.
    • Тридцать - время расцвета человеческих способностей.
    • Читать - полезно.
    • Желающие пошли бы лучше в кино.
    • Завтра обязательно наступит.
    • Далече грянуло "ура". (А. Пушкин)

    (О подлежащем, выраженном несвободным словосочетанием несколько ребят, шесть самолётов и т. д., аббревиатурой МГУ, ДК и т. д., и связи таких подлежащих со сказуемым см. ниже.)

    Сказуемое, или предикат, - то, что сообщается в предложении о подлежащем: действие, признак, качество состояние или количество предмета. Сказуемое может быть трёх основных видов: простое глагольное, составное глагольное и составное именное, но во всех трёх видах непременно присутствует глагол. Это закономерно, поскольку, как мы отмечали, исследуя морфологию частей речи, именно глагол посредством грамматических (предикативных) категорий наклонения, вида, времени и лица соотносит высказывание с действительностью, а предикативность, или выраженность мысли, - обязательное условие существования предложения.

    В простом глагольном сказуемом действие или состояние предмета-подлежащего выражены в одном глаголе в любом наклонении, грамматически и логически связанном с подлежащим (в отличие от других видов сказуемых, где грамматически и логически с подлежащим связаны разные слова).

    Задание. Рассмотрите примеры предложений в начале урока с простым глагольным сказуемым. Определите наклонение глаголов. Свяжите вопросом подлежащие и сказуемые.

    Мы видим, что от всех подлежащих к сказуемым можно поставить грамматические вопросы: предмет что делает?, что будет делать?, что делал?, но не всегда этот вопрос логический (с точки зрения логики странно спрашивать магазин что делал?). Что обозначают сказуемые при подлежащем - действующем лице? При подлежащем-объекте?

    Простое глагольное сказуемое в предложениях, отражающих разговорную речь, может быть осложнено двумя глаголами:

    а) в одинаковой грамматической форме, например:

    • Я пойду позову маму.
    • Старик вдруг возьми да и умри.

    б) однокоренными глаголами в личной форме или инфинитивом с личной формой, например:

    • Стрелять не стреляет, а ружьё держит. (Н. Гоголь)

    в) повторением глагола для обозначения длительного действия, например:

    • Тоскуют брошенные пашни и вянет, вянет лебеда. (С. Есенин)

    Простое глагольное сказуемое может выражаться устойчивыми словосочетаниями, включающими глагол: без ножа зарезал; вышел из терпения; приказал долго жить и т. д.:

    • Старик долго болел, а вчера приказал долго жить. (Не забывайте про фразеологический словарь!)

    Поскольку между подлежащим и глагольным сказуемым существует нерушимая грамматическая связь, никакие знаки препинания между этими членами предложения не нужны. Исключение может составлять авторское интонационное тире, которое автор ставит в стилистических целях, например:

    • Метель - метёт, вьюга - вьётся, заметь - заметает. (С. Наровчатов)

    Здесь авторское тире на месте интонационной паузы помогает читателю увидеть внутреннюю форму слова.

    Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Предложения, где в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое, называются двусоставными (в отличие от односоставных, где грамматическая основа представлена только одним главным членом).

    2. Подлежащее может быть выражено собирательным существительным (множество, часть и т. д.), числительным (пятьдесят три, двое и т. д), аббревиатурой (МГУ, БАМ и т. д.) или несвободным словосочетанием (два человека, "Евгений Онегин", железная дорога), в которых в отличие от синтаксически свободных (о них речь пойдёт в теме, посвящённой второстепенным членам) лексическая самостоятельность компонентов ослаблена. Рассмотрим некоторые случаи координации таких подлежащих с простым глагольным сказуемым в роде и числе (при прочтении примеров обязательно связывайте вопросами подлежащее и сказуемое).

    1. Если подлежащее - собирательное существительное (множество, большинство, меньшинство, масса, студенчество, молодёжь, часть) или словосочетание с таким существительным (большинство народа, часть публики и т. п.), то глагол-сказуемое выступает в форме единственного числа и того рода, который представлен в подлежащем, например:

    1. Большинство голосовало за нынешнего директора завода.
    2. Множество алмазов найдено в Якутии.
    3. Часть лиц участвовала в строительстве школы.

    2. Если подлежащее выражено количественным числительным (три, одиннадцать, двадцать семь и т.п.), то глагол-сказуемое ставится в единственном числе, например:

    • Тридцать пять делится на шесть с остатком.

    Если эти числительные входят в подлежащее - количественно-именное сочетание со словами, обозначающими время (лет, месяцев, дней, часов), то сказуемое в форме прошедшего времени будет среднего рода единственного числа, например:

    • Прошло три недели.

    3. Если подлежащее - собирательное числительное (двое, трое, семеро и т. д.), обозначающее живых людей или животных, то глагол-сказуемое ставится во множественном числе, например:

    • Минуты две четверо в комнате молчали, прислушиваясь к спору на террасе. (М. Горький)

    Если же такое числительное входит в подлежащее в составе количественно-именного сочетания (двое мальчиков) и при нём есть усилительные частицы только, лишь, всего лишь, то сказуемое в форме прошедшего времени будет среднего рода единственного числа, например:

    • Гостей приходило только трое. (А. Пушкин)

    4. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого выступает числительное пол-, то сказуемое ставится в единственном числе, а в прошедшем времени - в среднем роде, например:

    • Полдома горит. Полдома сгорело.

    5. Если подлежащее выражено аббревиатурой, то глагол-сказуемое, употреблённый в прошедшем времени, координирует с грамматической формой ведущего слова аббревиатуры, например: ДК закрылся на ремонт. - Основное слово аббревиатуры дом (дом культуры) существительное мужского рода, поэтому глагол-сказуемое прошедшего времени употреблён тоже в форме мужского рода (см. также тему 16).

    6. При подлежащем, выраженным несвободным количественно-именным словосочетанием с зависимым именем существительным множественного числа родительного падежа (несколько человек, мало самолётов, восемь матросов), координация со сказуемым может быть двоякой.

    Сказуемое может быть грамматически связано с первым словом подлежащего, в котором заключено грамматическое значение словосочетания, и стоять в единственном числе - такая координация называется грамматической, например:

    • Несколько пуль провизжало над моей головой. (М. Лермонтов)

    Сказуемое может быть логически связано со вторым словом подлежащего, в котором заключается смысл всего словосочетания, и стоять во множественном числе - такая координация называется логической, например:

    • На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чём-то толковали. (А. Пушкин)

    Часто глагол-сказуемое в форме единственного числа ставится, если зависимый компонент в подлежащем-словосочетании неодушевлённое существительное (первый пример). И напротив, если зависимый компонент подлежащего-словосочетания одушевлённое существительное, то сказуемое, как правило, ставится во множественном числе (второй пример).

    7. Если подлежащее - название художественного произведения, состоящее из словосочетания, однако в предложении отсутствует родовое слово (роман, картина, полотно и т. д.), то сказуемое, выраженное кратким прилагательным или причастием, согласуется с ведущим словом названия, например:

    • "Станционный смотритель" написан Пушкиным.

    А как дальше продолжить контекст: "Станционный смотритель" (рассказала по отсутствующему родовому слову повесть или рассказал по главному существительному в словосочетании?) нам о "маленьком человеке"? Выхода два:

    1. Употребляйте глагол-сказуемое в настоящем времени, не требующем согласования с существительным в роде: "Станционный смотритель" рассказывает нам о "маленьком человеке".
    2. При употреблении глагола-сказуемого в прошедшем времени указывайте родовое слово: Эта повесть рассказала нам о "маленьком человеке".

    Задание. Прочитайте предложения и по форме глагола-сказуемого определите, является ли подлежащее одним существительным или сочетанием существительных.

    1. Отец с сыном долго ждали возвращения матери.
    2. Мать с ребёнком пошла в магазин.
    3. Неуклонно развиваются в стране промышленность и сельское хозяйство.
    Поделиться