"Сухой Суперджет-100" - седьмой по счету (и первый серийный) борт, выпущенный Комсомольским-на-Амуре авиационно-производственным объединением. Лайнер приобрела армянская авиакомпания "Армавиа". Заказчики назвали "Суперджет" в честь первого космонавта - "Юрий Гагарин".
- У нас традиция - всем самолетам давать имена, - рассказал заместитель генерального директора авиакомпании, пилот-инструктор Арам Егоян. - Мы планируем начать эксплуатацию "Суперджета" в начале февраля: прежде он должен получить все необходимые сертификационные документы, а нашим пилотам нужно пройти обучение. "Юрий Гагарин" будет курсировать по маршруту "Ереван - Москва". В планах авиакомпании - приобретение еще четырех таких лайнеров.
"Сухой Суперджет-100" "довели до ума" в окрасочном цехе ульяновского предприятия "Спектр-Авиа", куда он прилетел из Комсомольска-на-Амуре "зеленым" - загрунтованным.
- При покраске использовались новые материалы, в частности, голландская полиуретановая краска, с большим содержанием сухого остатка. Она более стойкая, долговечная. Таким образом, на "Сухом" мы отрабатывали новую технологию, - пояснил директор по качеству и сертификации "Спектр-Авиа" Михаил Глазов. - Покраска длилась 11 дней; за процессом следили представители предприятия-изготовителя и ОКБ Сухого. Мы даем гарантию на год; в общей сложности же покрытие самолета должно прослужить от четырех до шести лет.
"Суперджет" имеет отличную от других российских самолетов кабину - в ней нет привычного штурвала. Его роль выполняет джойстик (боковая ручка управления). Подобная система управления используется в Airbus.
- Она более удобная: больше ничего не закрывает обзор и приборы, - поделился впечатлениями первый заместитель начальника летной службы ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", летчик-испытатель первого класса Леонид Чикунов. - Я испытываю "Суперджеты" с первого вылета - 19 мая 2008 года. Самолеты легкие, послушные, комфортные в управлении. Их с легкостью может освоить летчик средней квалификации. Во время испытательных полетов в Жуковском в самолет попали пять чаек, причем две - прямо в двигатель - на его работе это никак не отразилось. За более чем два с половиной года испытаний не было ни одного серьезного отказа каких-либо систем управления и жизнеобеспечения самолета. Даже при отказе обоих двигателей "Суперджет" способен планировать на достаточно длительное расстояние - с высоты 10 тысяч метров - до 150 километров. Это дает возможность подобрать ближайший аэродром для посадки.
Сегодня первый серийный "Суперджет" передали производителям. В ближайшее время он вылетит в Москву, где пройдет все необходимые для сертификации процедуры. А затем отправится в Армению.
Вместе с "Юрием Гагариным" производителям передали и еще один лайнер - Ту-214 для президентского специального летного отряда "Россия".
Справка "РГ"
Лайнер Sukhoi Superjet 100/95, приобретенный авиакомпанией "Армавиа", рассчитан на перевозку 98 пассажиров на расстояние до 4420 километров. Он имеет удлиненный по сравнению с Sukhoi Superjet 100/75 (78 пассажиров) на 3,5 метра фюзеляж и увеличенную до 45 тонн максимальную взлетную массу. Самолет оснащен турбовентиляторными двигателями PowerJet SaM146 (СМ146) производства совместного предприятия российского НПО "Сатурн" и французской компании "Snecma". Экипаж самолета состоит из двух пилотов. Крейсерская скорость самолета - около 840 километров в час на высоте 10 километров. Максимальный посадочный вес - 41 тонна. Максимальная коммерческая загрузка - 12,245 тонны. Максимальная высота полета - 12,5 километров. Второй серийный самолет с №95008 построен для "Аэрофлота". В настоящее время он проходит процесс окраски в Комсомольске-на-Амуре". Лайнер назван "Михаил Водопьянов".