Курс евро продолжал падать и к доллару, и к рублю в ожидании встречи министров финансов Евросоюза, которая начинается сегодня вечером. В повестке дня - новые механизмы борьбы с разрастающимся долговым кризисом стран еврозоны.
От решения саммита во многом зависит дальнейшее отношение инвесторов к европейской валюте, а значит, и ее курс в ближайшем будущем. Накануне этого заседания министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле и шеф-экономист, управляющий исследовательского центра группы Дойче Банк Томас Майер ответили на вопросы корреспондента "РГ"
Российская газета: Господин министр, евро переживает не лучшие времена, но тем не менее к еврозоне в этом году присоединилось новое государство - Эстония. Не будет ли ее вступление последним толчком для краха евро?
Вольфганг Шойбле: Нет. Напротив, мы очень рады, что это произошло. Состояние еврозоны немного улучшилось, поскольку Эстония - страна с солидной финансовой безопасностью. Конечно, введение евро в ней не решит проблем еврозоны, но оно показало, что новый кандидат вовсе не составляет угрозы и что евро остается стабильной и привлекательной валютой, которая привносит надежность на финансовые рынки.
РГ: Эксперты, настроенные оптимистично, считают, что пик проблем для евро уже прошел. Вы с этим согласны?
Томас Майер: Конечно, удачный вывод на рынок португальских госзаймов прибавил оптимизма. Однако Португалии, по всей видимости, потребуется финансовая помощь в размере до 100 миллиардов евро.
На мой взгляд, кризис евро сделал, может быть, небольшую рождественскую паузу, когда все игроки рынка сидели под елкой.
Но теперь он вернулся и будет нас очень интенсивно занимать в течение первого квартала этого года. Поэтому было бы желательно, чтобы политики быстро пришли к единому мнению, как должен выглядеть механизм кризисного менеджмента. И ясно показали, как мы должны в нашем теперешнем состоянии дожить до 2013 года, когда созданный для спасения стран ЕС валютный фонд прекратит свое существование, и Европа вступит в новое состояние. Это сейчас очень необходимо, чтобы успокоить финансовые рынки.
РГ: Как вы оцениваете ситуацию в России, что считаете удачей финансовых властей во время выхода из кризиса?
Шойбле: В последнее время Россия достигла недюжинного прогресса в обеспечении внутренней финансовой надежности, сделав много правильных шагов. Это весьма впечатляет. Я с большим удовлетворением говорил об этом со своим российским коллегой во время встреч финансовых министров "большой двадцатки" и "большой восьмерки". Мы встречались и в Москве для обсуждения проблем, которые принес с собой кризис. И я думаю, что мы в Берлине должны радоваться такому быстрому скачку выхода России из кризиса и стабилизации финансовой ситуации.
РГ: Какой совет вы дали бы нашей стране на будущее, чтобы избежать финансовых рисков?
Шойбле: Я считаю, что России необходимо быть членом не только "большой двадцатки" и "восьмерки", но и вступить во Всемирную торговую организацию. Это необходимо, чтобы уравнять права и обязанности всех рыночных игроков при экспортно-импортных операциях. И для того, чтобы закрепить свои успехи, России надо диверсифицировать цены на энергетических рынках, кроме прочего, подумать о приравнивании цен на газ внутри страны к ценам на экспортном рынке. Вообще больше уделять внимания диверсификации в экономике. Конечно, это громадный вызов. России нужно пройти еще большой путь в понимании необходимости такой работы. Однако это пойдет только на пользу экономике страны.
Прекрасный пример этому - развитие южной Германии, откуда я сам родом. Там можно воочию наблюдать, какое стабилизирующее влияние на экономику оказывает диверсификация в области промышленных предприятий. У нас много мелких и средних промышленных предприятий, которые держат на своих плечах экономику. Кроме того, России нужна диверсификация и четкая организация в финансовом и банковском секторе, прозрачные работающие финансовые структуры. Для успешного финансового развития и здесь также необходимы не только крупные банковские организации, но и более мелкие.
Полную версию беседы с Вольфгангом Шойбле и Томасом Майером читайте в завтрашнем номере "Российской газеты".