В Государственном Русском музее одновременно открыты две большие выставки - "Святые земли русской" и "Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории". Их масштабность, богатство представленного материала и в определенном роде тематическая перекличка поражает воображение даже бывалого зрителя.
В экспозиции "Святые земли русской" (более 300 памятников искусства XII - начала ХХ веков) представлены иконы и предметы из фондов Русского музея. В "Избранниках Клио" (около 350 произведений) участвуют более 13 российских музеев, а готовилась выставка больше трех лет.
Несмотря на навязываемый contemporary art тренд педалируемой концептуальности, Русский музей бесстрашно декларирует просветительский характер обеих выставок, оказываясь - возможно, сам того не особо желая, - на пике идеологической борьбы. С одной стороны, он выставляет уникальные произведения, которые одновременно являются предметами культа, вокруг владения которыми разгорается нешуточная борьба между музеями и РПЦ, с другой стороны - наглядно представляет своеобразный музейный "комикс" тысячелетней русской истории, подчинить которую своим интересам активно стремятся различные политические течения. Самоценная художественность экспонируемого материала под этим идеологическим натиском, на первый взгляд, невольно отступает в тень узкопрофессиональных интересов. Но - только на первый взгляд. Достаточно встретиться с экспозициями лицом к лицу, как перед нами начинает разворачиваться не только религиозная и светская русская история, но и история русского искусства.
Смотреть эти выставки широкому зрителю - не только желательно, но и обязательно! Непременно с детьми и не по одному разу - слишком объемны они и представительны. "Избранники Клио" и вовсе заняла два этажа корпуса Бенуа. Не грех и специально приехать в Петербург (обе выставки - до апреля).
Судите сами. Впервые образы русских святых ("Святые земли русской") представлены во всем многообразии - на иконах и шитых покровах, пеленах, нательных крестах и образках, книгах и предметах богослужебной утвари. Среди них такие шедевры древнерусского искусства, как иконы "Святые Борис и Глеб" XIV века, житийный образ Кирилла Белозерского, связанный с именем прославленного мастера Дионисия, шитая икона царевича Дмитрия Углицкого, исполненная в мастерской Анны Строгановой в 1656 году, знаменитое Христофорово Евангелие (XV в.). История русской святости с древнейшего периода до начала ХХ века предстает в ликах святых князей, святителей, преподобных, юродивых, праведников. В формировании экспозиции использован как хронологический, так и региональный принцип, объединяющий святых, прославленных в Новгороде, Пскове, Твери, на русском севере.
ХХ век дал необыкновенно обильную галерею героев и злодеев. Входные залы второго этажа соединяют в одном пространстве творца революционного террора Ленина и его жертв. Здесь же представлены портреты командармов Гражданской войны. Многим будет интересна иконография не только Сталина, но и его окружения. А рядом - герои Великой Отечественной, Юрий Гагарин, Мстислав Ростропович, Горбачев, Ельцин, Путин... Выставка как будто бы не может поставить точку. Как и сама история, которая каждый день что-то добавляет в свою нескончаемую летопись. Клио работает без выходных.