18.01.2011 00:22
Поделиться

Юрий Богомолов: Повторы новогодних шоу российский зритель уже смотрит на трезвую голову

Повторы новогодних шоу российский зритель уже смотрит на трезвую голову. А телевизионные начальники - тем более и изучают рейтинги побед и поражений. По данным TNS Россия, зрители отдали предпочтение "России 1". Время пенять на зеркало

По тем же данным, мало того, что "Россия 1" выиграла весь день 31 декабря, так она обошла своего вечного конкурента на дистанции каникулярной десятидневки - Первый канал. Преимущество исчислялось двумя процентами. Оно существенно. И это чувствительный удар по самолюбию Первого канала, который до последнего времени считал себя непререкаемым лидером на просторах телеэфира.

Удар оказался столь чувствительным, что Первая кнопка бросилась оспаривать пальму первенства у Второй. Мол, не так посчитала эта TNS. Мол, я по-прежнему, на свете всех умнее...

- Если считать зрителей в возрасте не от 18+, а от 6+, - полагает Первая кнопка, - то я победила.

Обида проигрыша застилает глаза капитанам команд и не позволяет им правильно оценить ситуацию на информационном поле брани. Что забавнее всего, под это подводится теория.

Теория проигравших такая: у нас нет неудач; у нас есть завистники, которые и стараются наши достижения принизить и вообще поставить их под сомнение. Особенно в связи с якобы стремительно якобы растущей информационной ролью Интернета.

Капитан Эрнст: "...А противопоставление Интернету - оно происходит от общего раздражения. Огромное количество журналистов, пишущих или радийных, ненавидят телевидение, зачастую потому, что у них не получилось что-то сделать на телевидении".

Причина найдена. Она, по традиции, заключена в несовершенных и злостно недобросовестных зеркалах: "Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло...".

И про кино, и про книги, и про само телевидение время от времени принято говорить, что это все - мерзкие, лживые стекла. Теперь вот сами телевизионные функционеры пеняют на зеркала.

Понимают ли вещатели, что они пеняют сами на себя?..

Из-за стола - на диван

Можно сколько угодно сетовать на то, что совершеннолетний, половозрелый новогодний зритель предпочел незамысловатый трэш "Голубого огонька" стильному трэшу "Оливье-шоу". Но суть-то коллизии не в этом.

Конечно, в эстетическом плане новогоднее шоу Первого канала, пересматривая на трезвую голову, воспринимаешь его с большим любопытством, нежели "Парад звезд" и "Огонек" на "России".

В первом преобладает пародийный жанр, во втором - карнавальная мешанина из звездных медиалиц. Дело, однако, в том, что точнее попало в сиюминутное настроение застольного зрителя.

Так вот: "Оливье" тормозило праздничные эмоции тех, кто "поддавал" и закусывал. А "Огонек" - их возгонял. С экрана неслось: "Гуляй Россия! Терпи Европа! Скажи спасибо, что не приехали всем скопом".

Не удивлюсь, если рейтинги повторных показов будут уже в пользу Первого канала, поскольку значительная часть аудитории пересела из-за стола на диван.

На диване и на трезвую голову многое смотрится и оценивается по-другому. Кроме того, новогодняя фиеста дала повод задуматься о проблемах развлекательного ТВ уже общего порядка.

До последнего времени казалось, что с ним-то у нас все в большом порядке. Что проблемы у нас только с информационно-аналитическим вещанием, которое сильно отстает от жизни, на что обратил внимание недавно даже президент, которого никак не отнесешь к тем, "у кого не получилось что-то сделать на телевидении".

Этот сезон, достигший экватора, показал как небогато с креативом в развлекательной индустрии. Сериальные шоу вроде "Минуты славы" и "Льда и пламени", сколько их ни взбадривай усложнением правил, вовлечением в них все новых звезд, раздуванием скандалов, тиражированием сплетен, тухнут на корню.

Еще год-два назад "Большая разница" представлялась обнадеживающим светом в конце шоу-бизнесового туннеля. Теперь этот свет становится все более тусклым, хотя сама передача делается со все большим размахом и блеском.

Так, собственно, происходит со всеми другими развлекательными проектами.

Уж несколько лет кряду ТВ Первым каналом старалось превратить наши будни в праздники. И, наконец, добилось своего - праздники стали буднями, а карнавал - повседневностью. Что может быть тоскливее.

Константин Львович Эрнст очень умный человек, большой профессионал, в телевидении не одну собаку съел. Это хорошо видно по его большим интервью.

У Михаила Жванецкого есть наблюдение над собой, которым он поделился на днях в программе "Дежурный по стране": "Только стал думать, что стал умным, как наделал кучу глупостей". Публика засмеялась. Значит, писатель сказал не только про себя. Интересно: улыбнулся ли Константин Эрнст, если, конечно, смотрел в этот момент телеканал "Россия".

Круг замкнулся

Остро ощущаемый в каникулы дефицит пищи для ума мог бы смягчить "Закрытый показ" Александра Гордона. Правду сказать, я не слишком на это надеялся, памятуя предыдущие выпуски этой программы. Но уж больно фон был выигрышным.

...Обсуждали фильм Ивана Вырыпаева "Кислород".

Что меня более всего поражает в студиях "Закрытого показа", так это то, что художественный фильм ведущий и большинство участников рассматривают как документальное кино, снятое не так, как было на самом деле. А кинопроизведение как самодостаточная образная система, как правило, остается вне поля зрения дискуссирующих.

И на этот раз все было как обычно, с той только особенностью, что противники были много активнее и агрессивнее его сторонников. Игра шла в одни ворота. Но гол так и не был забит. Чем яростнее и оскорбительнее следовали нападки на картину со стороны команды крутицких ("богохульство", "подлый бред", "самокопание" и т.д.), тем невозмутимее и насмешливее делались лица ее создателей.

Особо запомнился упрек Вырыпаеву, что он, будучи провинциалом, сделавшим завидную карьеру в столице, снимает картины про нищету, про маргиналов, лузеров и т.д. Такое противоречие...

Поскольку по ходу шоу часто поминался Лев Николаевич Толстой, то я и подумал: вот ведь тоже был вполне себе успешный сочинитель - граф, усадьба, огромные тиражи, мировая слава, а почему-то написал роман про проститутку. У провинциала Горького тоже все хорошо складывалось в Москве, а он пишет "На дне". Другой провинциал Чехов не поленился съездить за чернухой на Сахалин...

Но самыми парадоксальными претензиями мне (и не только мне) показались те, что последовали со стороны Крутицкого в розовых кроссовках. Он поставил в вину автору, что его фильм распадается на ряд клипов. И тут же выяснилось, что он сам имеет непосредственное отношение к созданию и внедрению в подсознание юного поколения клипового языка МТВ и "2 Х 2".

Жванецкий, дежуря по стране, и эту ситуацию прокомментировал: "Еле выбрался из прошлого и влип в настоящее".