По данным пермского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), количество жалоб на нарушение процедуры проведения государственных аукционов в антимонопольное ведомство выросло с 680 в 2008 году до 1300 в прошлом.
Наибольшее их количество связано с недопущением до торгов в силу различных причин, которые, по мнению предпринимателей, надуманы. В свою очередь, чиновники контролирующего органа - управления государственных закупок министерства развития торговли и предпринимательства - считают, что виной - низкая правовая грамотность предпринимателей. Поэтому большинство жалоб не имеют достаточного обоснования.
- К сожалению, потенциальные подрядчики не всегда хорошо разбираются в положениях федерального закона N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", - говорит Любовь Кириллова, начальник управления государственных закупок. - Поэтому недопущение к тому или иному аукциону часто воспринимается ими как умышленное и неправомерное действие чиновников. По данным нашей статистики, около 90 процентов жалоб на работу нашей комиссии, связанных с недопущением к аукционам, - необоснованные, то есть действия членов комиссии соответствуют положениям закона.
По словам руководителя управления государственных закупок, бывают и спорные случаи, когда нарушение закона потенциальным подрядчиком происходит по вине государственного заказчика. Так, в прошлом году комиссии управления закупок пришлось отстранить одну частную компанию от участия в аукционе, поскольку она не предоставила документ о лицензировании своей деятельности. При этом выяснилось, что в самой заявке государственного заказчика требования предоставить копию лицензии не было. Впрочем, такие случаи происходят нечасто, а за допущение нарушений при проведении торгов предусмотрена административная ответственность.
По мнению заместителя руководителя УФАС по Пермскому краю Антона Удальева, большая часть ответственности за сорванные аукционы лежит на государственных и муниципальных заказчиках.
- У закона, который регламентирует процесс проведения государственных закупок, не так много уязвимых мест, - считает Антон Удальев. - Однако сильно нежелание государственных и муниципальных заказчиков четко выполнять нормы этого закона. Это объясняется либо излишней заинтересованностью в победе какого-либо участника, которую, к сожалению, доказать сложно, либо правовой неграмотностью и непрофессионализмом. Посудите сами: за прошлый год у нас из 1300 жалоб не более десяти было от государственных и муниципальных заказчиков, а остальные - от участников аукционов. Мы рассматриваем все обращения и достаточно часто приходим к выводу, что предприниматели были отстранены от участия в торгах необоснованно.
Так, например, по словам Антона Удальева, в декабре прошлого года должен был состояться государственный аукцион на строительство детского сада в поселке Суксун. Заказ был интересен для многих строительных компаний - начальная сумма контракта составляла 42 миллиона рублей. Однако в силу различных причин из 27 потенциальных подрядчиков до аукциона было допущено всего две компании из Суксуна и одна из Перми. Сегодня решением УФАС к торгам допущены еще 15 организаций.
Достаточно часто жалобы на организацию торгов по государственному заказу удовлетворяется в пользу предпринимателей. Об этом говорят и данные по взысканиям: за 2010 год по Пермскому краю за нарушения условий госзаказа на ответственных чиновников было наложено штрафов на 650 тысяч рублей. И эта сумма уже взыскана.
Впрочем, серьезные санкции предусмотрены и в отношении предпринимателей, которые в случае выигрыша на аукционе отказались в дальнейшем от заключения контракта с государственным или муниципальным заказчиком. Их в соответствии с законом заносят в список недобросовестных поставщиков, нахождение в котором лишает компанию права участвовать в государственных тендерах и аукционах на два года. Сегодня в Пермском крае значится более сотни недобросовестных поставщиков, 20 процентов из которых не справились с условиями заключенного контракта, а 80 процентов - сразу отказались работать.
Эксперты отмечают, что качество проведения государственных аукционов в этом году должно вырасти. На процесс должны повлиять изменения в законодательстве о государственных закупках. В первую очередь исчезнут обычные аукционы - все они будут проводиться только в электронной форме, что позволит избежать сговора участников. При этом действующие ранее региональные электронные площадки для торгов перестанут существовать. Вместо них появятся пять федеральных порталов, куда будет перемещена вся информация об аукционах и сами торги. Кроме того, информация о всех аукционах будет размещена и на едином общероссийский сайте государственных закупок, что также повысит прозрачность проведения торгов.