19.01.2011 00:23
    Поделиться

    Больше 30 миллионов рублей разворовано из бюджета систем наблюдения в Ростове-на-Дону

    Системы наблюдения на дорогах оказались бесполезными

    Система "Безопасный город", о которой в Ростове так много говорили на этапе ее внедрения, оказалась неэффективна. За год с ее помощью выписано штрафов всего на 2 миллиона рублей, в то время как обошлась она бюджету более чем в 200 миллионов.

    Начальник ГУВД по Ростовской области Алексей Лапин считает, что порядка 30 миллионов рублей просто разворовано, и потому систему постоянно "сбоит", часть видеокамер просто не работает, часть дает нераспознаваемые показания. Специалисты провели проверку системы, и выяснилось, что из 650 видеокамер работали 433, а 172 не работали. Это примерно чуть меньше одной трети. Тогда как должны работать порядка 99 процентов.

    - Тридцать-тридцать три миллиона рублей не просто так взяли и положили в карман... Где-то это установлено несертифицированное оборудование, где-то было закуплено оборудование, которое неприменимо к нашей технике, где-то были отданы деньги на проектирование, а оно до сих пор не проведено. Проверка по работе "Безопасного города" не закончена, но уже налицо безалаберность и бесконтрольность. Все материалы мы передадим в следственный комитет, - заявил Лапин.

    "Безопасный город" в Ростове-на-Дону начали строить три года назад. На первом этапе донская столица обзавелась камерами видеонаблюдения во всех общественно значимых местах: на стадионах, рынках, вокзалах и центральных улицах - всего 650 точек. В оживленных точках появились кнопки экстренного вызова "Гражданин-милиция". Круглосуточно работает ситуационный центр "Безопасный город", где на нескольких десятках мониторов отслеживается кипучая жизнь города. Он стал ноу-хау донской милиции, поскольку сюда стекается разнообразная информация о происходящем в Ростове-на-Дону.

    Целью второго этапа, кроме дооснащения видеостражами улиц, была организация контроля над дорогами с целью улучшения безопасности движения. Автоматические стражи порядка должны были беспристрастно фиксировать весь поток машин, все нарушения правил и тут же распознавать госномер и, соответственно, владельца автомобиля. Передача ему штрафной квитанции оставалась делом техники. Для осуществления этой задачи региональный бюджет пошел на значительные расходы - 198 миллионов рублей.

    Видеокамеры, которые должны были фиксировать весь поток машин и нарушение правил движения, превратились в бутафорию

    Такая сеть - 32 арочных комплекса, контролирующих одновременно160 полос движения в городе - на Дону создавалась впервые. Теперь над четырех- и шестиполосными магистралями в Ростове возвышаются металлические конструкции, увешанные камерами видеообзора. Однако, несмотря на заверения городских властей, что система заработала, на самом деле видеокамеры остаются слепы и глухи.

    Это, кстати, уже не первый скандал, связанный с внедрением дорогостоящей программы безопасности в Ростове. Еще осенью прошлого года в ГИБДД был поднят вопрос о том, что установленные на городских автомагистралях Ростова-на-Дону арочные комплексы видеонаблюдения не соответствуют предъявляемым требованиям. Система не распознавала часть номеров проезжающих автомобилей. Об этом сообщил на пресс-конференции бывший начальник областного управления ГИБДД Александр Коверзин. "Подслеповатость" видеокамер он объяснил просчетами в монтировке системы: в некоторых местах объективы видеокамер расположены слишком высоко, имеют не тот "угол зрения", а в итоге чуть ли не каждая третья машина имеет шанс пройти неопознанной.

    Начальник аналитического отдела управления ГИБДД Тимур Ковалев тогда работал в приемочной комиссии, которая составила акт о выявленных недостатках установленных конструкций. В частности, по его словам, при ближайшем рассмотрении способность видеосистемы распознавать госномера машин составляет 60-70 процентов вместо заявленных подрядчиком 90 процентов. А сами мини-камеры не оснащены специальными кожухами со стеклоочистителями, что означает, что в малейшую непогоду, дождь и грязь, и даже при выпадении росы видимость приближается к нулю. Да и при благоприятной погоде оседавшую на стекла пыль следует регулярно вытирать вручную.

    Представитель фирмы-подрядчика Михаил Чернявский считает, что их вины в сбоях работы системы нет:

    - Конкурс проводился в 2008 году: грянул кризис, инфляция, доллар вырос, а оборудование все закупали за границей, - рассказывает он. - Пришлось работать даже себе в убыток. Производитель рассчитывал высоту расположения камер в 4,5 метра, а это оказалось невозможно в условиях города, и их установили на высоте шесть метров. Поэтому дает сбои программное обеспечение, мы также начали его переустанавливать. А с гермокожухами проблема так и не была решена, камеры придется регулярно чистить вручную. Денег за это нам заказчик недоплатил.

    После того, как система видеофиксации Правил дорожного движения заработала, сотрудники УВД заявили о ее неэффективности и о своем намерении требовать компенсации понесенных затрат. Фирма-подрядчик, в свою очередь, обратилась с иском к администрации Ростова и УВД, указав, что фактическая стоимость произведенных ею работ гораздо выше суммы, что заложена в договоре. Суд согласился с требованиями истца, поскольку тот доказал, что подлинные затраты на "Безопасный город" составили более 300 миллионов рублей. Администрация Ростова попыталась обжаловать решение суда, но областной апелляционный арбитражный суд счел, что мэрия осталась должна фирме-установщику системы 120,5 миллиона рублей за работу.

    - На сегодня система "Безопасный город", откровенно сказать, бутафория,- считает Василий Голубев, губернатор Ростовской области.- Деньги государственные затрачены, и очень приличные. У меня есть информация, что внедрению этой системы оказывается противодействие. Будем выяснять, кому очень выгодно.

    Поделиться