Спецслужбам удалось ликвидировать большинство банд в Ингушетии

Спецслужбам и правоохранительным органам удалось достигнуть важных изменений в ситуации с бандитским подпольем в Ингушетии.

И хотя обстановку там правоохранители еще характеризуют как напряженную, факт остается фактом: на территории республики борцы с терроризмом ликвидировали большинство крупных банд.

И самое главное - уничтожены либо задержаны наиболее одиозные главари бандподполья.

По оценкам аналитиков ФСБ, в Ингушетии действовало не просто стихийное бандитское отребье, а хорошо организованная, законспирированная подпольная террористическая сеть, получавшая финансовую и материальную подпитку извне.

- Нам противостоят серьезно подготовленные люди, которых мы ни в коем случае не должны недооценивать, - заявил корреспонденту "РГ" пресс-секретарь управления ФСБ по Ингушетии Дмитрий Малов. - Кто-то из боевиков проходит подготовку в горах и лесу, кто-то в лагерях за границей.

По данным УФСБ, сейчас в лесу скрываются примерно 25 активных боевиков, еще столько же действуют на равнине, ежедневно меняя дома и явки. Больше "штыков" бандитам набрать не удается. Уничтожив руководителей бандподполья, спецслужбы сломали выстроенную ими за годы систему пополнения банд. Взятые живыми боевики дают признательные показания, благодаря чему удалось раскрыть самые резонансные дела. Такие как подрыв "Невского экспресса" и взрыв на рынке во Владикавказе.

Как рассказали корреспонденту "РГ" в УФСБ республики, у спецназа нет задачи работать на поголовную ликвидацию боевиков. Наоборот, есть установка брать их живыми. Но это не всегда удается. Матерые бандиты отстреливаются до последнего.

Типичный вариант: спецназ остановил для проверки документов машину - в ней четверо начали стрельбу по оперативникам. Двое бандитов убежали, а двое других отстреливались из гранатомета и автоматов. Уничтоженными оказались два молодых человека 27 лет. Один из них Алисхан Кузигов несколько лет проработал на ингушском телевидении оператором и режиссером монтажа. Летом он неожиданно пропал, якобы уехал в Россию лечить больное сердце. В это же время на сайтах боевиков стало появляться профессионально снятое и смонтированное видео про "подвиги" бандподполья.

Идеологи бандподполья используют и более изощренную тактику. Они пытаются создать видимость того, что в республике сильны ваххабистские настроения, с которыми нужно считаться. Действуют через самую уязвимую группу - детей и подростков. В этом году в нескольких ингушских школах вдруг появились ученицы в хиджабах. Когда им начали делать замечания, что для всех учеников определена единая форма одежды, в которую хиджаб никак не входит, за девочек вступились родители, причем довольно радикально. В Малгобеке споры директора гимназии с родителями закончилась тем, что на школьного руководителя пошли с кулаками. От рукоприкладства спасло только вмешательство остальных учителей.

Еще более серьезный конфликт произошел в Карабулаке между директором Лидией Гомкортиевой и представителями известной в Ингушетии фамилии Хашагульговых.

На родительское собрание перед началом учебного года пришли Пятимат Хашагульгова и ее дочь Хава, обе в хиджабах. На замечание директора, что это не предусмотрено школьным уставом, родительница пригрозила ей увольнением и физической расправой. Одновременно началось давление и угрозы со стороны остальных родственников этого клана. За директора вступился министр образования, администрация президента Ингушетии и депутаты, признав требования директора школы абсолютно правильными.

Тогда родители начали писать на сайтах жалобы о притеснении ребенка по религиозному принципу. Но и это обвинение окружающие признали абсурдным. По традиционным нормам ислама несовершеннолетний ребенок не обязан выполнять все те религиозные нормы, которые существуют для взрослых.

Когда все аргументы были исчерпаны, в один из вечеров в дом директора школы влетела граната. Только чудом никто не пострадал. Хашагульговы открестились от теракта, заявляя, что они ни при чем. А позже, в ходе расследования уголовного дела по факту взрыва на рынке во Владикавказе, был задержан тот, кто забросил гранату. Он-то и рассказал, что указание ее закинуть отдал отец девочки Исса Хашагульгов. Главу семейства задержали. По версии следствия, именно Хашагульгов был одним из организаторов теракта 9 сентября во Владикавказе. Кроме того, у следствия есть данные, что он занимался финансированием полевых командиров так называемого "Имарата Кавказ", в том числе арестованного недавно лидера ингушского бандподполья "Магаса".

Так что угрозы в адрес директора школы были отнюдь не пустыми словами. Боевики начинают охотиться на тех, кто не боится открыто выступать против радикалов. Как это, например, произошло с главным редактором республиканской газеты "Сердало" Хусейном Шадиевым. Когда он возвращался из редакции, рядом с домом его поджидал киллер. Спасло чудо. В момент выстрела машина подпрыгнула на "лежачем полицейском", и пуля попала не в голову, а в спину.

Через пару дней после покушения автор этих строк навестил Шадиева в Назрановской больнице. Вход в больницу оказался свободным, около палаты только брат, никакой охраны. Говорит, приходили милиционеры из угрозыска и сказали, что будут возбуждать дело по статье причинение вреда здоровью.

Но через день благодаря помощи аппарата полпреда президента Хлопонина журналиста перевели в клинику в Пятигорске - в Назрани оставаться ему было небезопасно.

- Плохо, что у нас нет почти никакой защиты журналистов со стороны государства, все что я и мои сотрудники писали на острые темы, - это на свой страх и риск,- говорит Шадиев. - Лишь когда ситуацию взял под личный контроль глава республики Юнус-Бек Евкуров и милиция начала искать киллера. Как выяснилось, он стрелял из спецоружия бронебойной пулей. А у главного редактора и в редакции тут же появилась охрана.