Второе в этом году заседание Центризбиркома стало одним из самых длинных за все время работы этого состава - в повестке дня было 23 вопроса, причем два из них вызвали очень бурные дискуссии.
Члены ЦИКа фонтанировали цитатами, афоризмами и незатертыми сравнениями, "совещательные" представители сыпали взаимными обвинениями и каверзными вопросами. Впрочем, на итоги голосования по всем пунктам это никак не повлияло: самые острые вопросы удостоились одного "против" при тринадцати "за".
После утверждения председателя бурятского ЦИКа и члена чувашского ЦИКа, члены ЦИКа намеревались утвердить результаты учета эфирного времени за декабрь 2010-го и за весь прошлый год, принять инструкцию о порядке использования КОИБов и утвердить их использование в нескольких регионах. Еще два вопроса касались награждений участников выборного процесса, и оставшиеся пять были скорее техническими. Тем не менее заседание растянулось на два с лишним часа.
Заместитель председателя ЦИКа Леонид Ивлев впервые озвучил годовые итоги учета эфирного времени, посвященного политическим партиям. Напомним, в соответствии с "президентским" законом государственные телерадиокомпании обязаны обспечить равный доступ всех парламентских партий к эфиру. Закон заработал с сентября 2009 года, поэтому полную картину члены ЦИКа получили только сейчас - по итогам 2010 года. "Всего ВГТРК показывала и говорила о четырех парламентских партиях, представленных в Государственной Думе, в течение 911 часов 55 минут 41 секунды, - подсчитал Леонид Ивлев. - То есть это 38 суток в году. Ни один сериал не сравнится с этим". Также он особо отметил, что с компаниями, которые осуществляли альтернативный мониторинг по госзаказу, "расхождений нет, закон выполняется". Если к этому времени приплюсовать бесплатные эфиры, которые гарантируются партиям по другому закону накануне выборов, то число может увеличиться минимум на 100 часов.
Впрочем, основная нагрузка ложится все равно на федеральный эфир (его было чуть больше 300 часов за год). Среднее время жизни политической партии в региональном эфире - 1 час 48 минут в год (совокупный эфир четырех партий в 83 регионах - 608 часов 48 минут).
Леонид Ивлев обратил внимание комиссии на регионы-лидеры и аутсайдеры эфирной активности. Так, ГТРК "Владимир" уделило парламентским партиям 31 с лишним час телеэфира за год. Самым аполитичным оказалось территориальное отделение филиала ГТРК "Поморье" в г. Нарьян-Мар, которое за весь прошлый год уделило каждой партии по одной минуте радиоэфира. Штатный диссидент Центризбиркома Евгений Колюшин порадовался тому, что закон "немножко увеличил доступ к эфиру", уточнив, впрочем, что "ни ЦИК, ни рабочая группа не располагают сведениями о том, какие именно сюжеты были включены в эфирное время".
Настоящая баталия развернулась во время принятия инструкции по использованию КОИБов. Коммунист Кирилл Сердюков непрерывно атаковал Валерия Крюкова. Его поддерживал соратник по КПРФ Евгений Колюшин, который апеллировал к Марксу. Им оппонировал Леонид Ивлев, цитировавший Гегеля. Несколько потерявшийся в хаосе мощных цитат, Крюков закрыл тему афоризмом собственного производства: "КОИБ в философском смысле - это ящик". Инструкция была принята абсолютным большинством при одном "против".