Когда Москва перейдет на Евро- 4? Сколько новых лыжных трасс откроется в ближайшее время? Появятся ли в столице новые заказники?
На эти и другие вопросы ответил в ходе "Делового завтрака" в "РГ" новый руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский.
Российская газета: Антон Олегович! Воздух в Москве такой, что москвичи голубого неба не видят. В этом виноват автотранспорт?
Антон Кульбачевский: Да, на 90% воздух в столице загрязняется автомобилями. Миллион тонн вредных веществ в год - таков их вклад.
РГ: А если учесть, что в городе ежегодно добавляется по 300 тысяч машин...
Кульбачевский: На самом деле с 2005 года наметилась пусть еще незначительная, но все-таки тенденция к улучшению. У москвичей растет благосостояние, они покупают более экологичные автомобили, да и производители подтягиваются к европейским нормам. К тому же мэр Москвы Сергей Собянин объявил войну пробкам на дорогах. Власти рассчитывают, что, увеличив скорость движения в городе, удастся уменьшить и количество вредных выбросов. На это же работает и начавшийся переход на автомобили с гибридными двигателями и работающими на газу. Для того чтобы этот процесс ускорить, активно развивается сеть заправок газовым топливом.
РГ: В 2011 году Москва первой в стране собиралась перейти на Евро-4... Планы остаются в силе?
Кульбачевский: Нефтеперерабатывающая промышленность страны еще не готова перейти полностью на выпуск Евро-4. Чтобы стимулировать этот переход, государство с лета 2011 года вводит дополнительный акциз на бензин Евро-3. То есть его производители с каждой тонны будут должны заплатить государству 500 рублей. В итоге цена более дешевого и менее качественного бензина сравняется с более дорогим Евро-4. Это делается специально для того, чтобы производство более экологичного топлива стало выгодным, и в 2012 году Москва вместе со страной перейдет на Евро-4.
РГ: Недавно вы назвали такую цифру: на 12 миллионов жителей в Москве растет 12 миллионов деревьев. Это много или мало?
Кульбачевский: Мало. Для того чтобы зеленые "легкие" города справлялись с очисткой воздуха и выделяли необходимое количество кислорода, нужно иметь 5-6 деревьев на жителя.
РГ: Значит, нужно больше сажать?
Кульбачевский: Скорее, лучше ухаживать и за существующими, и за новыми посадками. Непосредственно за озеленение в Москве отвечают департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, "Мосгорзеленхоз" и наш департамент. Не хочу ничего плохого сказать о предшественниках, но считаю, что деньги на озеленение расходовались неэффективно. Посадочный материал зачастую закупался некачественный, мало уделялось внимания технологиям посадки. Весной воткнули прутики, к осени заявляют: не прижились. На следующий год сажают снова туда же. Я постараюсь изменить эту практику.
РГ: А новые особо охраняемые природные территории будут создаваться?
Кульбачевский: Сейчас такие территории занимают в столице почти 17 тысяч гектаров (почти треть площади Москвы). Городским законом предусмотрено образование еще 46 крупных природно-исторических парков и заказников, а также 148 памятников природы регионального значения на 4 тысячах гектаров. Первые четыре - Троицкий, Ивановский, Аннинский и Медведковский - уже создаются, еще пять - Рублевский, Солнцевский, Химкинский, "Долина реки Городни" и "Долина реки Битцы в Ясенево" - проходят государственную экологическую экспертизу.
РГ: Говорят, даже спортзалы появятся на природных территориях?
Кульбачевский: Планируем установить 15 универсальных пневмомодульных комплексов. В каждом из них универсальный спортзал, всесезонный каток, прокатный пункт, где можно взять по доступной цене и лыжи, и коньки. Для обслуживания посетителей вся необходимая инфраструктура - буфеты-столовые, раздевалки, медпункты, детские игровые комнаты. Можно в этих универсальных спорт залах будет и поиграть в мини-футбол, теннис и баскетбол, в трех комплексах - заняться керлингом и катанием на роллердромах. Первые два комплекса появились в природно-историческом парке "Битцевский лес" и ландшафтном заказнике "Теплый стан".
РГ: Сколько бы москвичи ни выступали против реагентов, коммунальщики от них не отказываются. Вы не можете им запретить их использовать?
Кульбачевский: До 2008 года у федеральных властей были к Москве претензии по качеству реагентов. Дело было в том, что тогда применялись реагенты, не прошедшие государственную экологическую экспертизу. Я тогда работал в Росприроднадзоре, нами и министерством природных ресурсов и экологии была проведена колоссальная работа. Пригласили экспертов, провели общественные слушания. В итоге для Москвы были отобраны определенные виды жидких и твердых реагентов. Изменения были внесены и в технологию зимней уборки, разработанную департаментом ЖКХ. Технология была утверждена правительством Москвы, и прошлой зимой она уже действовала.
Действует и в этот зимний сезон. И я могу сказать: коммунальщики работают сейчас строго в соответствии с федеральным экологическим законодательством.
РГ: Правда ли, что реагенты, которыми поливают московские улицы, покупает сейчас даже заграница?
Кульбачевский: Правда. В частности Лондон, когда прошлой зимой у них прошли обильные снегопады, каких там обычно не бывает, приобрел большую партию и остался доволен. А два года тому назад покупал и итальянский Турин. У них ведь ничего не приспособлено для непогоды - снегоуборочной техники просто нет, машины ездят круглый год на летней резине...
РГ: То есть вы сторонник применения реагентов?
Кульбачевский: Я сторонник целесообразности. Раз реагенты помогают обеспечить для жителей города безопасность и комфортность при передвижении по дорогам, значит, ими нужно пользоваться. Но опять же, повторяю, строго соблюдая технологию. Им не место во дворах и на тротуарах - там дорожки должны быть просто вовремя механически почищены, а наледь посыпана гранитной крошкой. А вот когда перед снегопадами обильно поливается дорожное полотно на магистралях, это нормально. Так подкладывается соломка для автолюбителей, защищая их от ДТП.
РГ: Московские власти решили, что делать с мусором? Бурный протест общественности поставил точку на попытке заковать столицу в кольцо мусоросжигательных заводов. На смену этой идее пришла другая - построить завод по гидросепарации. Проект дорогостоящий, по карману ли он Москве?
Кульбачевский: Дело не только в дороговизне. В наших климатических условиях работа такого завода вообще сомнительна. Ему нужно очень много воды, которая зимой к тому же у нас может замерзнуть. Надежда Московского региона на создание сети экотехнопарков, которые разместятся примерно в 200 километрах от Москвы. Именно там отходы, которые невозможно переработать, будут частично сжигать, а частично закапывать до лучших времен, когда появятся новые технологии. В самой же Москве предполагается вести только сбор отходов и их отгрузку.
РГ: И когда же появятся эти экотехнопарки?
Кульбачевский: Времени на решение вопроса мало. Полигоны, на которых Москва сейчас закапывает большую часть мусора, практически выработали ресурс. Еще года три - и москвичи начнут сыпать мусор просто на обочины дорог, чего, конечно же, допустить нельзя.
Справка "РГ"
До назначения 10 ноября на пост руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы 43-летний Антон Кульбачевский возглавлял департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.
О нарушениях природоохранного законодательства можно сообщить по телефону "горячей линии" департамента природопользования и охраны окружающей среды: тел. 605-85-62.