Рашид Нургалиев за год получил 50 тысяч жалоб

В равнодушии к людям обвинил министр внутренних дел России Рашид Нургалиев многих высокопоставленных милицейских начальников.

И в доказательство привел гигантский вал обращений, жалоб и просьб граждан, направленных в Москву из всех уголков страны. В центральный аппарат МВД в прошлом году пришло полмиллиона писем. Из них на имя министра - 50 тысяч. Более того, немало и таких, кто за свой счет, порой на последние деньги приезжает в столицу добиваться справедливости. На приеме у высших милицейских руководителей за год побывали 5 тысяч человек.

А за три недели наступившего года к министру уже обратились 400 жалобщиков.

Но проблема не в том, что люди пишут в министерство, лично Рашиду Нургалиеву и даже президенту. По мнению министра, беда в другом: в столь высокие инстанции люди обращаются от безысходности, отчаявшись найти правду в своем поселке или городе. А ведь подавляющее большинство проблем можно решить прямо на месте. Надо только внимательно выслушать человека, разобраться в сути дела и помочь ему. То есть выполнить свои прямые милицейские обязанности.

Что это именно так, Рашид Нургалиев продемонстрировал вчера на совещании с руководством центрального аппарата, республиканских МВД и региональных ГУВД, которое прошло в режиме видеоконференции. Человек, обратившийся к министру, излагал, так сказать, в режиме онлайн свою проблему. А затем начальник регионального ГУВД объяснял, вернее, пытался объяснить, почему сыр-бор докатился до Москвы.

Например, буквально в новогоднюю ночь ему прислала сообщение жительница Санкт-Петербурга. По ее словам, в квартире этажом выше разыгралась, судя по шуму, ссора с поножовщиной. Там, кстати, живут гастарбайтеры - восемь узбеков. Понятно, что такое "веселье" мешало всем соседям, в том числе и этой женщине, у которой - четырехлетняя дочь. Но по "02", куда обратилась перепуганная гражданка, ее послали... на три буквы. Нет, это не то, что вы подумали, - в пнд. То есть в психо-неврологический диспансер.

Министр не скрывал свое возмущение. Во-первых, он потребовал разобраться с теми, кто работает на столь ответственном участке - службе "02". Здесь должны быть не просто диспетчеры или регистраторы сообщений, а психологи, способные выслушать и помочь человеку даже словом, хотя бы успокоить, внушить надежду. И неважно, находится ли человек в стрессе или плохо говорит по-русски.

И, во-вторых, неужели с этим безобразием ну никак нельзя было разобраться в Питере, надо было обязательно вынуждать обиженную женщину обращаться к министру? Хотя бы для того, чтобы услышать извинения за грубость его подчиненных.

Но есть у этой проблемы другая, более опасная сторона. Нередко случается так, что жалоба, пройдя большой круг самых разных, порой и весьма высоких инстанций, возвращается к тому чиновнику, на которого люди жалуются. Это - прямое нарушение закона.

- И после этого идут разговоры о "круговой поруке" в милиции, - возмущался министр.

Рашид Нургалиев потребовал, чтобы по таким обращениям обязательно проводились служебные проверки, создавались специальные комиссии. Если надо - с привлечением подразделений собственной безопасности.

Такие совещания министр намерен проводить ежемесячно. И по результатам будет отвечать лично руководитель ГУВД, а не какой-нибудь сотрудник, посчитавший обращение гражданина несущественным.