Владимир Ресин: Большой театр сдадим без недоделок

Владимир Ресин: Реконструкция главной сцены страны завершится без недоделок

В новом составе городского правительства Владимир Ресин, как и прежде, занимает пост первого заместителя мэра Москвы. Но перемены коснулись и его. Как именно? Что нового появилось в строительном комплексе Москвы? Чем в ближайшее время порадует он москвичей? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с Владимиром Ресиным.

Я был старшим прорабом

Российская газета: Владимир Иосифович! Раньше вы были одним из пяти первых замов мэра, а теперь - единственный первый. Это отразилось на ваших обязанностях?

Владимир Ресин: Первый зам - всегда очень ответственная должность. Я отвечаю за решение тех вопросов, которые поручает Сергей Семенович Собянин. Кроме того, курирую несколько очень важных направлений в градостроительстве. В частности, работу Общественного градостроительного совета, метростроение, реконструкцию Большого театра, которая уже вступила в завершающую стадию, строительство Московского международного делового центра "Москва-Сити" как части Московского финансового делового центра, реставрацию Морского Собора в Кронштадте и ряд других важнейших объектов.

РГ: Существенные изменения произошли и во всем строительном комплексе Москвы. Расскажите о них, пожалуйста.

Ресин: Прежде всего в нем появилась новая система управления. Я всегда был убежден в том, что стройкомплекс должен координировать весь замкнутый цикл градостроительного процесса, а его руководитель иметь возможность решать все вопросы и отвечать за каждый этап, начиная от разработки программ развития, разработки проектной документации, финансирования и заканчивая сдачей объекта. До конца 90-х годов в столице так и было. А потом эта система оказалась разорванной, и фактически я стал старшим прорабом Москвы. Сейчас ситуация исправлена. Мэр принял решение, что с того, кто строит, должен быть спрос за все, начиная от расходования денег и заканчивая качеством строительства.

РГ: Выходит, новый глава стройкомплекса - Марат Хуснуллин - оказался в более выигрышном положении?

Ресин: Да. Такую реорганизацию стройкомплекса я предложил сам и очень рад, что мэр поддержал меня в этом. И еще рад тому, что в качестве моего преемника прислали именно этого человека. В свои 44 года он имеет колоссальный опыт работы непосредственно на производстве. 10 лет был министром в Татарстане. Я благодарен тем, кто воспитал такого сильного руководителя, достойного руководить строительством в Москве. Свежая кровь столичному стройкомплексу только на пользу. Москву во все времена строила вся страна. Уверен, что Марат Шакирзянович сделает для нее много доброго, в том числе доведет до конца и то, что не сделано. Я ему помогаю и буду помогать и дальше.

Счет пошел на дни

РГ: На 11 октября этого года намечено открытие Большого театра после шестилетнего перерыва на реконструкцию. Вы уверены, что строители завершат работы к этому времени?

Ресин: Ни на минуту не сомневаюсь. Работы на этой площадке сейчас ведутся по сетевому графику. Каждый день подводится итог, что сделано и что еще осталось сделать. В частности, за прошлый год было освоено 7,5 миллиарда рублей. Это вдвое больше, чем в 2009-м. В текущем году предстоит освоить столько же. Но в эту сумму входит стоимость уже закупленного, но пока не установленного уникального оборудования. Строительных же работ осталось произвести примерно на 3 миллиарда рублей. С учетом того, как организовано дело, строителям это вполне под силу. Перед ними поставлена задача в августе или в крайнем случае не позже сентября уйти с объекта, чтобы оставить время театральному коллективу акклиматизироваться в обновленном театре. Сейчас на этом пятачке занято более 3 тысяч человек, которые работали в три смены даже в течение всех новогодних каникул. Отдыхали только 1 и 7 января.

РГ: Что сейчас происходит в исторической части театра?

Ресин: В зрительном зале продолжается золочение отреставрированного декора из папье-маше. В боковых вестибюлях идет воссоздание мозаичных полов середины девятнадцатого века в технике венецианской мозаики.

РГ: Правда ли, что в Большом восстановят даже утраченную легендарную акустику?

Ресин: Правда. Это одна из основных задач, поставленных перед реставраторами. Причем очень нелегких. Дело в том, что зрительный зал в Большом по замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание после пожара 1853 года, был построен по принципу музыкального инструмента: деревянный пол, деревянные панели стен и деревянные перекрытия. Даже потолок - и тот Кавос решил сделать из дерева, чтобы избежать чрезмерного резонанса, свойственного металлу. Дерево он выбрал тоже особое - резонансную ель, из которой обычно изготавливают музыкальные инструменты. По тембровой окраске на протяжении веков с ней не сравнится ни один материал. Когда в 2009 году зал обследовали, выяснилось, что значительная часть деталей из резонансной ели в советские годы была заменена на фанеру. Реставраторам удалось создать новые акустические панели, полностью идентичные историческим. Это недавно подтвердила экспертиза, проведенная специалистами Российской академии архитектуры и строительных наук. Скоро и москвичи сами смогут в полной мере насладиться чистотой звучания музыки в Большом театре.

 
Видео: Александр Сивцов

РГ: А в новом подземном зале работы тоже продвигаются ?

Ресин: Там сейчас идет монтаж уникальной трансформирующейся сцены, какой нет ни в одном другом европейском театре. На ней можно поставить спектакль, а можно просто ее поднять и использовать зал, например, для выставки. Благодаря появлению подземного зала и других помещений Большой театр дополнительно получит 43 тысячи квадратных метров площадей. Для артистов будут оборудованы новые более комфортабельные уборные, гримерные, костюмерные, а для зрителей - просторные фойе и буфеты.

РГ: Владимир Иосифович! Скажите честно, вы сейчас так форсируете работы. Не получится в итоге, что после торжественной церемонии открытия театр тут же закроется - на устранение недоделок?

Ресин: Нет. Такое в принципе невозможно. Большой сдадим без недоделок. Государственная комиссия будет принимать его очень серьезно.

РГ: Москвичей волнует судьба еще одного театра - "Геликон-Оперы". Реконструировали, кучу денег вложили, и вот уже три месяца стройка стоит. Что дальше?

Ресин: В процессе этой реконструкции зрительный зал "Геликон-Оперы" решили значительно увеличить. Этому есть хотя бы моральное оправдание: город хотел улучшить условия работы талантливого театрального коллектива, так любимого москвичами. Но плохо, что мы не учли того, что на этой маленькой улочке уже есть театры Розовского, им. Маяковского, Консерватория, которая в процессе реконструкции сейчас тоже расширяется. Я уже не говорю о том, что на Никитской улице, где он стоит, сплошь историческая застройка и памятники культуры. И вот в такую тесноту мы вписали еще один большой театр с его парковками, подъездами зрителей и отъездами, происходящими в одно и то же время. Это вызвало протест части горожан. Одни "за", другие - "против". Поэтому на спорной территории работы сейчас приостановлены, а на той, что принадлежала театру и прежде, продолжаются. Как выйти из этой ситуации как можно с меньшими потерями для всех, в ближайшее время обсудит общественный градостроительный совет при мэре Москвы.

"Сити" выходит к финишу

РГ: Владимир Иосифович! Руководство страны поставило задачу создать в Москве Международный финансовый центр. Столичные власти работают над ее выполнением?

Ресин: Разумеется. Фактически эта программа объединяет и синтезирует все основные целевые программы, реализацией которых занимается Москва. Существует 75 позиций, которые являются критерием того, насколько тот или иной город соответствует статусу крупного финансового центра. Они касаются состояния городской экономики и экологии, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспеченности в городе жильем, гостиницами и т.д. К сожалению, по многим из этих показателей Москва пока выглядит не самым выигрышным образом по сравнению, предположим, с тем же Лондоном или Токио, которые уже являются крупными международными финансовыми центрами. Поэтому перед нами стоит задача поправить эту ситуацию.

РГ: И прежде всего - достроить Московский международный деловой центр "Москва-Сити"?

Ресин: Я бы сказал - в том числе, так как "Москва-Сити" - важная составная часть будущего Московского международного финансового центра. В уже построенных там офисных центрах сейчас работает более 4 тысяч человек. В этом году будут сданы еще два небоскреба, в одном из которых разместится торгово-развлекательный комплекс. Не начато пока строительство лишь единственной высотки, которую решено возвести вместо планировавшейся на этом месте башни "Россия". Но инвестор уже есть. И решено, что площадью это здание будет уже не миллион квадратных метров, как предполагалось, а в четыре раза меньше.

РГ: Главные проблемы "Москвы-Сити", как известно, дефицит дорог, подъездов и автостоянок.

Ресин: Именно поэтому усилия города сейчас и сосредоточены на развитии инфраструктуры. Предполагается направить на нее из бюджета столицы 85 миллиардов рублей. Построить на эти деньги дополнительно четыре въезда и выезда, в перспективе добавить две линии метро, значительно увеличить объемы паркингов.

РГ: Но сроки завершения работ в "Москва-Сити" снова сдвинуты - на сей раз на 2015 год. Это окончательная дата?

Ресин: Строительство "Сити" действительно затормозилось по объективным причинам. Кризис есть кризис. Уверен, что в 2015 году мы его закончим.

Метро утроило скорость

РГ: Владимир Иосифович! Вы курируете и такое важное направление, как строительство метро. Мэр пообещал, что, начиная с будущего года, оно будет возводиться по 15 километров в год. Верится с трудом, ведь до сих пор метростроителям больше 5 километров в год не удавалось прокладывать.

Ресин: Для того чтобы и эта задача стала реальной, в Москве по поручению мэра создан оперативный штаб, который так и называется - по ускорению метростроения. Он координирует взаимодействие проектировщиков, метростроителей и всех городских служб, причастных к ее решению. Подкреплена поставленная задача и финансово - в этом году на подземку выделено из бюджета 50 миллиардов рублей. Планируем привлекать и инвестиционные средства. Но деньги расходовать будем экономно. Там, где это возможно, новые линии будут прокладываться в наземном варианте, с использованием самых современных передовых технологий.

РГ: Ну да, москвичей уже напугали заявлениями о том, что станции будут типовые. Значит, о красоте, которой они так гордятся, можно забыть...

Ресин: Типовое проектирование не значит безликое. Речь о технической начинке, которая всегда была типовой. А декоративное оформление у каждой станции было и останется индивидуальным. Тем более что стоимость отделки даже из самых дорогих материалов составляет лишь малую толику в строительстве метро в целом, а потому экономить на ней бессмысленно.

РГ: Когда москвичи смогут убедиться, насколько реальны эти обещания?

Ресин: В 2012 году будет введена в строй станция метро "Новокосино", заложенная в сентябре прошлого года. Придет подземка в Жулебино, Братеево, продолжится митинская ветка до станции "Пятницкой". Переоценить важность их сооружения невозможно. Ведь все эти станции расположены за МКАД. Их появление кардинально изменит не только жизнь населения этих спальных районов, но и ряда подмосковных городов - Люберец, Реутова и других. Всего же за ближайшие четыре года мы построим 53 километра метро, а за пятилетку - 75 километров.

РГ: А самое ближайшее новоселье в метро когда состоится?

Ресин: В этом году в строй будет введен участок "Марьино-Зябликово" длиной 4,5 километра. Строить его начинали еще в 1991 году, но в 1995 году стройку остановили из-за отсутствия денег. И до 2008 года город вкладывал средства лишь в поддержание вырытых котлованов. Но сейчас работы возобновлены и, можно сказать, близки к завершению.

Кроме того, нынче же появится свой вход на станцию "Сретенский бульвар".