Президенту и другим чиновникам недопустимо давить на правосудие. С такими просьбами к Дмитрию Медведеву обращались лидеры иностранных государств, о чем он рассказал вчера на встрече с членами Общественной палаты.
Поводом для беседы с общественниками послужил их грядущий юбилей - 22 января 2006 года ОП собралась на свое первое пленарное заседание. "Мы хоть еще в коротких штанишках, однако, уже собрали у себя ведущих экспертов", - сказал известный адвокат Анатолий Кучерена. Со специалистами решил лично пообщаться президент, который собрал их у себя в подмосковных Горках. По мнению главы государства, за пять лет ОП удалось создать влиятельный общественный форум, открытый для разного рода дискуссий. Особенно в этом смысле повезло НКО, которые, уверен Медведев, смогли наладить горизонтальные связи с властью. Президент поблагодарил общественников за активную жизненную позицию, подчеркнув, что учреждение работает во имя укрепления гражданского общества "без надрыва и экзальтации".
Впрочем, чтобы совсем не превращать встречу в праздничную церемонию, секретарь Общественной палаты Евгений Велихов передал главе государства доклад о состоянии гражданского общества в России за 2010 год. В документе, в частности, отмечается, что ушедший год показал силу и потенциал гражданской самоорганизации. В доказательство этого приводятся сведения о взаимопомощи граждан во время пожаров, а также их попытках защитить памятники истории и культуры. Кроме того, в докладе отмечается, что "процедура согласования митинга в России носит по закону уведомительный , а не разрешительный характер, однако на практике власти часто оказывают сопротивление проведению акций без видимых причин". Общественники назвали "успехом гражданского общества и торжеством здравого смысла" митинг оппозиции, состоявшийся на Триумфальной площади 31 октября прошлого года.
"2010 - год массового перехода людей в социальные сети", - сказал Евгений Велихов. По его мнению, общество разделилось на две аудитории: интернет-сетевую и линейно-телевизионную. Причем если в первой происходит быстрое и многоплановое осмысление событий, то вторая слабо организована и инертна. Особенно беспокоит секретаря ОП тот факт, что благодаря электронным серверам, отдельные граждане знают о людях практически все, и таким образом эта важная роль перешла от государства к бизнесу, некоторым собственникам. Кроме того, Велихову неприятна ориентация Интернета на развлечения. По его мнению, необходимо поставить сеть на службу образованию и просвещению.
Впрочем, телеведущая Тина Канделаки, являющаяся членом ОП, заметила, что сеть надо использовать более активно известным людям от политики и бизнеса, которые таким образом будут создавать у молодежи модель успешного жизненного опыта. Канделаки также полагает, что популярность в Интернете - подлинное мерило успеха человека, по которому уже можно делать вывод, нуждается ли тот или иной проект в госфинансировании. Кстати, сама телеведущая вскользь заметила, что ее аккаунт читают полмиллиона человек.
- Надо в таком случае денег больше Мутко дать. Его посмотрели очень многие. Он продемонстрировал блестящее владение английским языком, - рассмеялся президент, имея ввиду ролик в Интернете, посвященный англоязычному выступлению Мутко после объявления России хозяйкой ЧМ по футболу в 2018 году.
Как бы то ни было, не всем по душе английский. Так, кинорежиссер Карен Шахназаров заметил, что "вот мы ехали сюда через поселок Жуковка, а там на площади было такое заведение "Жуковка-плаза". Что если написать письмо руководству этой деревушки? Может, они переименуют это? Ну, невозможно уже от этих "плазов", "стритов". Я не ксенофоб, но уже с ума схожу от этих "креативных" директоров".
Реакция последовала незамедлительно.
- Я не уверен, что нам нужно переименовывать "Жуковку-плаза". Я могу сейчас снять трубочку, позвонить, не знаю, Громову ((губернатору Московской области. - РГ) или еще кому-то, и завтра этой "Жуковки-плаза" не будет. Но кому это надо? - поинтересовался глава государства.
Зато Дмитрий Медведев поддержал создание национальной поисковой системы в Интернете, "потому что, когда поисковик построен на основе английского языка - это одно, а когда в нем все-таки присутствуют возможности поиска русскоязычных аналогов - это, в конечном счете, вопрос культуры". Кстати, еще одну свою инициативу президент озвучит на Давосском форуме: она касается необходимости создания новой конвенции по защите авторских прав.
Разумеется, на встрече президента и общественников не обошли стороной и тему межэтнического мира. Сам Дмитрий Медведев вновь заявил, что нужно беречь культуру всех народов, проживающих на территории России, в том числе русскую культуру, "она всегда была системообразующей для нашего государства".
- Гражданский мир - условие для модернизации России. Необходимо предпринять очень серьезные меры для предотвращения этнического экстремизма, который основан на лжи и передергивании истории, - считает президент.
- Не нужно стесняться быть русскими, быть православными и точно так же не нужно стесняться быть мусульманами, быть татарами и представителями других народов, - говорил отец Всеволод (Чаплин), отмечая, что попытка создать унифицированного человека провалилась ("эти люди несчастны"). Точно так же окончились неудачей и намерения заставить людей "жить ради кошелька или брюха".
По словам священника, россиянам нужны великие цели, зовущие их на подвиги. Одной из таких идей Всеволод Чаплин назвал создание молодыми учеными центра электронного мира в Сибири и на Дальнем Востоке.
Впрочем, не менее актуальной идеей для страны является борьба с коррупцией. Вчера Медведев заявил, что готов вновь обсудить введение кратных штрафов и вопрос предельного лимита штрафов за взятки. Отказаться от этого лимита, который планируется установить в 300 миллионов рублей, предложил Анатолий Кучерена. "Если сумма взятки будет больше 300 миллионов рублей, то это брать взятки будет выгодно и после уплаты штрафа можно еще остаться с доходом", - сказал адвокат. Президент тут же напомнил, что помимо штрафа взяточник получит и судимость. "Если взяточник заплатит 300 миллионов рублей в доход государства - это уже неплохо, плюс он приобретет судимость", - сказал президент, оговорившись, надо "еще раз посмотреть" на эту норму на Совете по коррупции.
Кстати, сама Общественная палата предлагает создать Национальный план борьбы с преступностью и заодно организовать Совет по реформе и совершенствованию правосудия. Судя по всему, эти мысли приходят в голову и Дмитрию Медведеву: вчера он пообещал механизмы корректного конституционного контроля за ситуацией внутри судебной корпорации, чтобы снизить коррупциогенность судов.
В суды, считает глава государства, всегда верилось плохо: так было и раньше, так и сейчас. И виноваты здесь все: и государство, и общество, и сам суд. "Вера в доброго царя - да, в хорошего помещика - да, но только не в суд, не в казенное учреждение, где сидят чиновники, разбирающие какие-то споры, дела, и которые применяют наказание", - сказал президент.
- Надо сделать все, чтобы суд был максимально независимым от властей и в то же время абсолютно зависим от общества, - подчеркнул Дмитрий Медведев, добавив, что суды, по сути, стали "железобетонной корпорацией, не способной к самоочищению".
- Мы что, не знаем, что судьи взятки берут?! Берут. Но кого проще поймать за руку - милиционера или судью? Конечно, милиционера, следователя, прокурора, государственного гражданского служащего. Судью пойдите поймайте, - говорил Медведев.
Более того, глава государства признался, что на него со всех сторон сыпятся просьбы повлиять на судебные решения, причем просьбы исходят даже от руководителей иностранных государств. "Это уму непостижимо! Никакого правового государства у нас не будет, если не будет независимого суда", - заявил Медведев.