Вот удивительное дело... В стародавние времена, при советской-то власти, бывало, войдешь в книжный магазин - нечего купить! То есть книжки какие-то на прилавках теснятся, а приобрести что-нибудь для интересности мысли и отдыхательности души не получается.
Так вот и в нынешние-то времена войдешь, бывало, в книжный магазин - нечего купить! То есть книжки теснятся очень сильно, буквально, как люди в вагоне метро, а приобрести что-нибудь для интересности мысли и отдыхательности души - по-прежнему получается с трудом.
В последнее время во мне крепнет ощущение, что многие люди пишут книги не для того, чтобы их читатель почитывал, а вовсе даже с иной целью: чтобы их дарить. Сегодня редкий человек не написал чего-нибудь о своей нелегкой, но интересной жизни; либо о своем нелегком, но интересном деле. Либо просто какой роман.
Профессия писателя перестала быть таинственной, но вовсе не перестала быть модной. Авторство одной-двух книг входит в арсенал успешного человека, наряду с машиной с мигалкой, дачей, часами и прочими аксессуарами. Из учебника духовности книга превратилась в атрибут успешности.
Мои коллеги-журналисты нередко спрашивают тех уникальных актеров, которые еще не издали свое сочинение: "Почему вы не напишете о своей интересной жизни и о встречах с замечательными людьми?" Вопрос: "А зачем, собственно, вы написали ваши книги?" - никому никогда не задают.
Я люблю заходить в книжные магазины. Походы эти все чаще напоминают поиск жемчужины, сами знаете где. И в последнее время меня как-то особенно стал интересовать вопрос: "А вообще кто-нибудь все эти книги читает? Ведь книжный рынок у нас, безусловно, есть, а, значит, предложение должно рождать спрос. Значит, есть читатель на все эти бесконечные мемуары, на западные романы, едва ли не на каждом из которых написано зовущее слово "Бестселлер", и на наши романы про традиционно непростую российскую жизнь?
Директор московского книжного магазина "Москва" Марина Каменева тоже, наверное, задалась таким вопросом. Марина Ниловна - вообще известный книжный придумщик, ну, не интересно ей просто так торговать, надо еще придумать что-нибудь такое эдакое.
Вот и придумала. Вместе со своими замечательными сотрудниками Каменева решила узнать: какие писатели и какие книги лучше всего продавались в прошедшем десятилетии? Безусловно, это рейтинг всего лишь одного книжного магазина, но он весьма характерен и поводы для раздумий дает.
Итак, первое, что бросается в глаза: среди двадцати наиболее популярных книг десятилетия и семнадцати наиболее популярных авторов (суммировалась продажа всех книг писателя) НЕТ НИ ОДНОГО КЛАССИКА, ни русской литературы, ни зарубежной. То есть наши люди предпочитают книги только второй половины XX и XXI веков. Можно считать: это происходит потому, что классика у людей и так есть дома. Можно считать: людям классическая литература не интересна.
В списке двадцати самых продаваемых книг десятилетия нет ни одной мемуарной. Ни одного исторического романа (если не считать таковыми книги Акунина). Нет фантастики и приключений. Так получается, что, в основном, любят наши люди детективы и мелодрамы.
Два произведения о нашей современной жизни в списке самых продаваемых: "Духless" Минаева, продано 12 375 книг, и "Рубашка" Гришковца - 10 980.
Главная книга десятилетия - продано более тридцати тысяч экземпляров - барабанная дробь... "Алхимик" Коэльо! Серебро и бронза тоже уходят за границу: "Гарри Поттер и философский камень" Ролинг (продано 22 738 экземпляров). Совсем не намного отстал "Код да Винчи" Брауна (22 479 книг).
Думаю, что самую продаваемую российскую книгу - она занимает почетное четвертое место - вы назовете вряд ли. Во всяком случае, я был удивлен, причем приятно: это "Похороните меня за плинтусом" Санаева, продано чуть меньше 19 тысяч.
Есть два списка: самая популярная книга и самый популярный автор (по совокупности всех книг). Так вот в первом списке среди детективов есть только романы Акунина. Зато во втором найдете и Донцову, и Устинову, и Маринину.
Самым любимым современным писателем наши соотечественники, без сомнения, считают Коэльо. Среди двадцати лучших книг десятилетия 5 (!!!) романов этого писателя! Каждый четвертый лучший роман принадлежит перу знаменитого бразильца. Каково?
Из исследования, которое провел магазин "Москва", становится очевидно, что в целом за 10 лет мы стали читать меньше. В 2001 году самым продаваемым был роман Акунина "Любовница смерти": 12 065 экземпляров. В 2010 году победил он же с романом "Весь мир театр", но результат был много скромней 4 710.
Дорогие соотечественники, спешу сообщить вам, что в 2005 году самой продаваемой книгой было произведение Робски "Casual" (8 838 книг), а в 2006-м - Минаева "Духless" (9 463). Если верить не критикам, а читателям - Робски и Минаев - вот настоящая гордость отечественной литературы!
Кроме того, за десять лет побеждали (то есть продавались лучше всего в определенном году) романы Акунина (трижды), Ролинг (трижды), Коэльо, Гришковец.
Я еще не понял, грустить ли по этому поводу или веселиться, однако список самых продаваемых не книг, а авторов вселил в меня оптимизм.
Здесь с огромным отрывом лидирует Акунин. За десять лет продано почти 200 тысяч его произведений. (Напомню, на всякий случай, что речь идет всего лишь об одном магазине). Мои искренние поздравления, потому что Акунин действительно поднял детективную литературу на качественно иной уровень.
На втором месте, конечно, Коэльо, чуть не дотянувший до 116 тысяч. На третьем - Ролинг, было продано 87 с половиной тысяч всех ее "Поттеров" вместе взятых.
На четвертом месте Донцова. Затем - Браун, затем Мураками. В общем, предсказуемо.
Но дальше... На седьмом месте - Улицкая - сердце радуется.
Дальше - опять понятное: Маринина, Гришковец, Лукьяненко. Почетное одиннадцатое место занимает Пелевин. Среди современных российских писателей наиболее покупаемы были еще Устинова, Минаев, Санаев, и - внимание! - Рубина. Всё.
Среди неназванных мною зарубежных - Гавальда на 12-м месте и Вишневский на 15-м.
Мне кажется, все совсем не плохо и совсем не трагично. Есть очевидная безвкусица? А как же! Чего бы вдруг ей не быть? Но наш читатель нуждается и в хорошей литературе. В книжном бизнесе популярный и качественный совсем даже не антонимы.
Конечно, это всего лишь один книжный магазин, хотя и огромный. Но по тому исследованию, что сделала Каменева со товарищи, можно, мне кажется, немало сказать о нас, о наших вкусах, о нашей культуре.
Мы читаем книги. Пусть все меньше, но пока все-таки читаем.
А книги читают нас. Заставляют понимать нас самих же себя, задумываться о себе, выводы делать.
И пусть мало чего хочется покупать нынче в книжных магазинах, но - как доказывает исследование магазина "Москва", за которое хочется сказать его авторам огромное читательское "спасибо" - книжки все-таки находят своего читателя, и, значит, читателя исследуют.
Как вам результаты исследования?