В Ставрополе прошли похороны восьми человек, убитых в пятницу в особняке криминального авторитета Владимира Слизаева.
Прощание с Ханом состоялось в доме его отца по улице Осипенко. В этот же день хоронили и остальных погибших, в том числе, дочь Слизаева и ее мужа.
Напомним, известный авторитет по кличке Хан был убит в своем особняке по улице Мичурина 21 января. Вместе ним расстреляли его сожительницу, зятя, дочь, приемного сына, няню, собаковода и водителя. Уголовное дело, возбужденное по статьям "убийство двух и более лиц", "незаконный оборот оружия" и "разбой" принято к производству Главным следственным управлением по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам. По некоторым данным, следственные органы уже определили круг подозреваемых, причастных к этому преступлению. Их имена пока не разглашаются.
Отрабатываются версии, главная из которых - разбойное нападение на хозяина дома с целью завладения крупными денежными суммами и драгоценностями, хранившимися у него.
Как сообщают в следственных органах, преступники предприняли попытку вскрыть сейф, находившийся в особняке, с помощью пилы-болгарки. Однако этому помешало короткое замыкание. Судя по почерку, напавшие на семью Слизаева были профессиональными киллерами, это люди, которые умеют убивать, но при этом они не "медвежатники" - так в криминальном мире называют людей, вскрывающих замки сейфов. В доме был вскрыт один из двух сейфов, причем очень топорно. Второй, в котором находилось большое количество бриллиантов, вскрыть не удалось. После убийства Хана и его домочадцев бандиты планировали взорвать дом, оставив в нем включенный газ, но взрыв тоже не состоялся - на место происшествия к этому времени уже подоспели сотрудники правоохранительных органов.
Владимир Михайлович Слизаев родился в 1950 году. Свою криминальную биографию начал в 1966-м с грабежа. В 1987-м за торговлю наркотиками был приговорен к 12 годам тюремного заключения. Слизаев стал известным в криминальных кругах под кличкой Хан вероятно из-за своей неславянской внешности и авторитарного поведения.
По информации Федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю, последняя судимость у Хана была в сентябре 1998 года. Он был осужден за разбой и участие в этнической преступной группировке. На свободу Слизаев вышел в начале нулевых годов. Как сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин, по оперативной информации Хан занимался незаконным оборотом наркотических веществ, был неоднократно судим, отбывал наказание в местах лишения свободы. Однако в Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю "РГ" сообщили о том, что гражданин Владимир Слизаев 1950 года рождения как "сбытчик и распространитель наркотических средств не привлекался и в базе данных УФСКН не значится". Напомним, что УФСКН было создано восемь лет назад.
Друзья Слизаевых утверждают, что Хан никогда не торговал наркотиками, хотя употреблял их. По словам знакомых, авторитет владел в городе парой ресторанов и кафе.
В последние годы Хан официально являлся директором некого ООО "Гладиатор". В то же время, есть информация, что он продолжал промышлять наркоторговлей. По неофициальным данным, зять Хана тоже мог иметь отношение к этому бизнесу.
По данным ГУВД по Ставропольскому краю, в 2004-2005 годах Слизаев входил в одну из этнических организованных преступных групп. Однако криминальный авторитет проживал в Ставрополе вполне легально. Особняк, где произошла кровавая бойня, Слизаев построил восемь лет назад. В 50 метрах от его дома стоит замок основателя группы "Ласковый май" Андрея Разина. По слухам, музыкант был дружен с Ханом. По словам соседей, жили Слизаевы тихо, гостей не принимали. Ни музыки, ни криков из дома никогда не доносилось.
В начале 2000-х Хан стал совладельцем недавно построенного в Ставрополе рынка "Южный". И поскольку другие рынки города уже давно были поделены, именно "Южный" вызывал у криминала особый интерес. В 2003-м году конкуренты попытались устранить Хана - киллер подкараулил машину, в которой он ехал с женой и открыл по ним стрельбу. Авторитет был серьезно ранен в голову и лишился глаза, а его жена погибла. После ее смерти Хан больше не женился. Он нанял домработницу Наталью, которая позже якобы стала его гражданской женой. В дом авторитета переехал и сын Натальи Артур. Во время нападения на Хана Наталья и Артур погибли.
Однако от криминальных дел Слизаев не отошел. Продав свою "рыночную" долю, он легализовал свой бизнес и стал, по словам некоторых источников, "главным смотрящим" по Ставрополю, у которого хранился весь воровской общак. С тех пор враги Слизаева только множились. Первые недовольные появились сразу после того, как владельцем слизаевской доли рынка стал крупный предприниматель из Кабардино-Балкарии, а не из местных, имевших большие виды на лакомый кусок. Последние годы на рынке хозяйничал авторитет по кличке Пухлый, однако два года назад его посадили. Как говорят работники "Южного", Хан последние годы не имел никакого отношения к рынку.
А источники в криминальном мире утверждают, что Хана, которого "посадила на Ставрополь" Москва, обвиняли в нецелевом расходовании общака. В последние годы он и вовсе стал покрывать "беспредел" в Ставрополе. Поэтому и пострадал от таких же - не погнушавшихся порешить всех его домочадцев. После событий в Кущевке некоторые источники говорят о том, что криминал перестал платить дань милиции, которая теперь боится брать деньги. Потребовались большие вливания из общака на восстановление этих связей, а денег стало поступать мало. Потому из столицы и дали "добро" отделаться от Хана, переставшего выполнять свои функции.
Кстати, неоднозначная биография не мешала Слизаеву занимать должности в различных компаниях Ставрополя. В частности, в 2003 году, на момент первого покушения на него, он числился референтом генерального директора крупной фирмы, специализировавшейся на ремонте автомобилей.
Хана и его семью могли убить из-за деловых связей Слизаева с бывшим мэром Ставрополя Дмитрием Кузьминым, который в настоящее время находится в международном розыске. Как считают источники, после того, как Кузьмин потерял свою должность и влияние в регионе, Хан не захотел с этим мириться и продолжал проводить свою криминальную деятельность по-старому. В итоге его вынуждены были устранить. Также большинство осведомителей "РГ" рассказывают про его дружбу с бывшим спикером ставропольской краевой Думы Андреем Уткиным, попавшим под прицел оперативников сразу за Кузьминым. В его действиях следователи усмотрели признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 327 УК - подделка официального документа, предоставляющего права, в целях его использования. Установлено, что бывший вице-мэр Ставрополя Андрей Уткин, исполняя обязанности главы города, незаконно подписал несколько постановлений, предоставляющих ряду юридических лиц право заключения договоров аренды земельных участков в Ставрополе для последующего проектирования и строительства различных объектов. Таким образом он утвердил несуществующие акты выбора земельных участков. Уткина привлекли к уголовной ответственности и отправили в места лишения свободы. Сегодня с Андрея Уткина судимость полностью снята, и он трудится в одной из крупных компаний Ставрополя.
Впрочем, расправа с Ханом может быть была продиктована элементарной жаждой наживы. Точно установлено, что бандиты вынесли из дома антиквариат и некие эксклюзивные ювелирные изделия.
Почему со Слизаевым расправились именно сейчас? Версий более чем достаточно, но одна из них, на наш взгляд, заслуживает доверия. В конце прошлого года Ставрополье возглавил новый начальник ГУВД по краю Александр Горовой, прибывший из Краснодарского края и абсолютно не связанный с местным криминалом ни "советским прошлым, ни перестроечным настоящим". При смене руководства в силовых структурах Слизаев, как водится в криминальном мире, обратился к новым властям за покровительством и поддержкой. Потому как привык всегда чувствовать "крышу" высоких руководителей и, говорят, даже предлагал огромную взятку в обмен на лояльность силовиков. Но его не только отказались "крышевать", но и пригрозили привлечь к ответственности при первом же удобном случае. Как только об этом стало известно многочисленным врагам авторитета, они тут же организовали охоту на него. По иронии судьбы убийство Хана произошло в день освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков. После того, как из особняка Слизаева вывезли тела всех жертв, спустя пару часов, в городе начался праздничный салют.
Расследование громкого преступления в Ставрополе продолжается. Помимо того, что здесь работают столичные и окружные следователи и криминалисты, на выезде из города останавливают для проверок все автомобили марок - "Хендай", "Субару" и "Газель". Именно на них, по оперативным данным, передвигались преступники.
Напомним, после убийства Хана, его родственников и прислуги в живых остались двое внуков Слизаева - новорожденная девочка и 8-летний мальчик, которые взяты под усиленную охрану.
Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан в связи с массовым убийством в Ставрополе призвал навести порядок на юге России. "Когда так спокойно стали совершать массовые убийства у нас на юге - в Кущевке, Ставропольском крае, значит, у кого-то есть твердая уверенность в безнаказанности содеянного злодеяния", - заявил владыка журналистам. Он уверен, что люди, работавшие в доме по улице Мичурина, не имели отношения к бандитской деятельности владельца дома, тем не менее они были убиты. Это говорит о том, что криминал вообще ничего не пугает.