Александр Кайсаров: Ограничения на приобретение земли иностранцами не ухудшат инвестклимат России

Указ Президента РФ N 26 от 9 января 2011 года "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" подписан в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ, принятого еще в 2001 году. Кодекс предусматривал последующее утверждение соответствующего перечня территорий. Более того, законность положений пункта 3 и статьи 15 кодекса была подтверждена Постановлением Конституционного суда N 8П от 23 апреля 2004 года. Поэтому иностранный инвестор, работающий в России как минимум с 2004 года, вполне может отдавать себе отчет о существующих ограничениях.

Таким образом ничего нового в области защиты или привлечения частных инвестиций не появилось. Ожидать каких-либо последствий, ведущих к снижению инвестиционной привлекательности перечисленных в указе территорий, не стоит. Укажем лишь три наиболее общих обстоятельства.

Во-первых, те или иные ограничения, связанные с приобретением в собственность земельных участков иностранными гражданами, существуют практически во всех развитых странах. Особенно когда речь идет о вопросах, связанных с национальной безопасностью. И это никак не ухудшает инвестиционный климат.

Во-вторых, для инвестиционного сообщества намного важнее правила игры, которые устанавливает государство. Насколько предсказуемо поведение государственных институтов, прозрачна процедура принятия решений - ровно настолько распространяется и доверие инвесторов, что в свою очередь выражается и в масштабах, и в характере инвестиций. В-третьих, инвестиционная деятельность осуществляется, как правило, юридическими лицами, у которых капитал разделен на доли, акции. Следовательно, никаких ограничений для российских компаний с участием иностранного капитала не существует. Исключение, пожалуй, составляют организации, использующие земли сельскохозяйственного назначения, где доля иностранного участника не может быть больше 50 процентов. Это положение является абсолютно неработающим, т. к. не учитывает структуру собственности. Контрольный пакет акционерного общества может быть значительно меньше 50 процентов.

Вместе с этим действительно важным представляется, чтобы действие указа не имело обратной силы. Другими словами, если иностранный гражданин или юрлицо к настоящему моменту является законным собственником земельного участка на перечисленных в указе территориях, то его изъятие из собственности не должно носить конфискационного характера. Между тем из текста указа никак не проясняется и принцип определения таких территорий. Является ли этот список исчерпывающим и окончательным? Будут ли в него вноситься изменения, если будут, то когда? Какова роль в определении перечня местных властей? Эти вопросы имеют гораздо более значимые последствия для иностранных инвесторов, чем сам факт опубликования перечня.

Что касается упомянутых в указе территорий Ленинградской области, то это вряд ли будет иметь для области решающее значение, т. к. в отношении большинства зарубежных инвесторов действует национальный режим, т. е. они действуют как компании-резиденты на основе российских законов.