Министерство здравоохранения и социального развития разрабатывает новую редакцию закона об основах социального обслуживания населения. О том, какие ожидаются перемены в предоставлении государственных социальных услуг, корреспонденту "РГ" рассказала директор департамента организации социальной защиты населения министерства Ольга Самарина.
Ольга Самарина: Закон об основах социального обслуживания устарел по всем параметрам, поскольку был разработан еще в середине 90-х годов. За это время изменилась нормативная база, изменились подходы к организации социальной защиты, к предоставлению государственных услуг.
И сейчас, еще раз все проанализировав, мы пришли к выводу, что нужен новый закон, и он должен быть принципиально иным. Закон, который позволял бы каждому человеку, оказавшемуся в той или иной трудной ситуации, понимать, на что он может рассчитывать, куда может обратиться, какую помощь получит, что эта помощь будет ему стоить. Закон должен определить, какова должна быть структура учреждений социальной защиты, какие должны быть услуги, в том числе государственные. Он должен обозначить права и обязанности, а также меры социальной защиты самих работников социальной сферы, что далеко немаловажно. Поэтому мы предложили дать нам такое поручение, и сейчас в соответствии с поручением президента разрабатываем этот законопроект.
Российская газета: Какова степень его готовности?
Самарина: Надеемся уже в январе представить его на общественное обсуждение. Поскольку законопроект касается населения, то мы хотели бы, чтобы он был широко обсужден до того, как на него будут давать заключения те или иные органы власти.
Хотелось бы сказать, что он очень прост для восприятия. Мы привлекли к написанию этого документа экспертов, которые долго работают в системе социальной защиты, являются представителями негосударственных структур, поэтому они пишут его не с точки зрения того, кто управляет, а того, кто им пользуется. Мы полагаем, что мы дадим исчерпывающий перечень тех ситуаций, с которыми может столкнуться человек. Постараемся никого не забыть. Но даже если кого-то забудем, думаю, в ходе общественного обсуждения нам на это укажут.
РГ: До сих пор у нас практически все социальные услуги, за очень редким исключением, предоставляет государство. В новом законе оговаривается роль бизнеса в этой сфере?
Самарина: В законе говорится о том, что есть перечень государственных услуг, но это не означает, что госуслуги должны оказываться только государственными учреждениями. И бизнес, и некоммерческие организации смогут на равных с госучреждениями участвовать в конкурсах на оказание социальных услуг.
РГ: Как в медицине?
Самарина: Да, как везде. Конечно, какие-то услуги окажутся не сильно привлекательными для бизнеса и достаточно затратными для некоммерческих организаций. Значит, их будут оказывать госучреждения. Но эти учреждения получат статус либо автономных, либо бюджетных, либо казенных организаций.
Что касается казенных организаций в сфере социальных услуг, то, видимо, в ведении министерства останется два таких учреждения. Это геронтологический центр в Переделкино, на базе которого мы предполагаем создать научно-методический федеральный геронтологический центр. Здесь должны отрабатываться новые методики работы с пожилыми людьми, проводиться тренинги, семинары для всей сети. Второе учреждение - дом-интернат для слепо-глухих детей в подмосковном Сергиевом Посаде. Это уникальное учреждение с уникальными технологиями. Я думаю, что со временем мы тоже из него сделаем научно-методическое, базовое учреждение для всех субъектов. А что касается регионов, думаю, что все государственные услуги будут выходить на конкурс на получение госзаказа.
РГ: Изменится объем социальных услуг, которые государство должно будет предоставлять гражданам?
Самарина: Наша задача - определить тот гарантированный минимум, который будет обязательным для субъектов. "Взвесить" эти услуги и сравнить с тем, что сейчас есть, довольно сложно. Например, в действующем законе не прописаны услуги лицам без определенного места жительства. Но где-то в регионах их оказывают. Мы решили в новом законе эти услуги прописать. Расширение это или нет? Сложно сказать. Потому что услуги, которые предоставляются этим людям, во многом пересекаются с набором услуг, которые предоставляются иным категориям граждан.
Есть еще одна проблема, которая меня очень сильно волнует: у нас очень устаревшие нормативы размещения, в том числе в учреждениях для пожилых людей, для детей, для семей. Сколько социальных учреждений должно быть на ту или иную численность населения? Наверное, эти нормативы надо пересматривать. Но прежде мы вместе с субъектами должны сделать анализ, достаточно им социальных учреждений или нет. Пока совершенно определенно мы можем сказать одно: нам не хватает психоневрологических стационаров. Здесь есть очередь, мы понимаем, что надо что-то делать.
РГ: Насколько я понимаю, финансировать строительство или расширение этих диспансеров обязаны регионы, а денег нет?
Самарина: Да, это их полномочия, и федерация не имеет права субсидировать. Поэтому мы сейчас вносим изменения в порядок софинансирования социальных программ субъектов. Деньги - один миллиард рублей - мы будем передавать Пенсионному фонду, но не по принципу "всем сестрам по серьгам". Будем анализировать программы, которые разрабатывают субъекты, в том числе по модернизации, развитию, реконструкции психоневрологических домов-интернатов и на этой основе проводить софинансирование.
РГ: На что еще будет потрачен этот миллиард?
Самарина: На закупку и оборудование автотранспорта для организации мобильных бригад, предоставляющих специальные услуги населению на селе, в малых городах. Для России с ее расстояниями это очень важно. Еще часть средств будет направлена на оказание адресной помощи пенсионерам. В том числе на помощь в газификации, на материальную помощь пенсионерам в чрезвычайных ситуациях.
РГ: Соотношение софинансирования 50 на 50?
Самарина: Субъект должен разработать социальную программу, защитить ее, представить свои затраты, и тогда определяется степень софинансирования.
РГ: В начале вы упомянули о том, что в новом законе не будут забыты и сами социальные работники. Недавно министр Татьяна Голикова сообщила, что в этом году впервые будет проведен конкурс среди социальных работников и лучшие получат какие-то очень большие премии. Для людей с маленькими зарплатами это хорошая новость.
Самарина: Зарплата действительно низкая. И очень тяжелый труд, и психологически, и физически. Что говорить, профессия не престижная, молодежь не идет. В отрасли работают в основном немолодые женщины.
В конце октября проходил съезд соцработников, соцпедагогов. Тогда президент встретился с социальными работниками. Татьяна Алексеевна Голикова предложила абсолютно спонтанно аналогично с конкурсом на лучшего врача проводить конкурс на лучшего соцработника. И президент поддержал эту идею. Первый конкурс мы планируем провести в преддверии Дня социального работника, это будет в июне. Дмитрий Анатольевич приглашен.
На конкурс выделено 20 миллионов рублей. Предполагается 20 номинаций, каждая по миллиону. В каждой номинации три премии. Предполагаем, что первая премия в каждой номинации составит 500 тысяч рублей, вторая - 300 и третья - 200 тысяч. Будет порядка 17 номинаций по профессии: лучший соцпедагог, лучший директор учреждения, лучший социальный психолог... и несколько специальных премий - за самую длинную династию, самым молодым соцработникам. Мы сейчас готовим соответствующие нормативно-правовые документы. Полагаем, что проведение подобного конкурса поднимет престиж профессии и покажет значимость этой профессии.