Те из экспертов, кто был уверен, что решительно настроенное против своих правительств североафриканское население не ограничится лишь Тунисом, оказались правы. На очереди Египет. Кто следующий?
За считаные недели южное побережье Средиземного моря стало самым нестабильным регионом планеты, обогнав даже Ближний Восток по массовости акций протеста и количеству убитых на демонстрациях. У России же просто нет шанса следить за происходящими страстями в государствах северной Африки в качестве стороннего наблюдателя: слишком много отдыхающих россиян в январе то и дело оказываются в эпицентре очередной революции.
В регионе забурлило накануне Нового года. Продовольственный кризис в совокупности с катастрофическим уровнем безработицы сначала стер с политической карты мира тунисский режим. Параллельно страсти закипели в соседнем Алжире. Правда, там дело пока ограничивается лишь массовыми демонстрациями против власть имущих, которым все труднее держать ситуацию под контролем. Но все понимали, что это только "цветочки". "Ягодки" появятся в том случае, если взорвется Египет - самое большое по численности государство региона. И взрыв грянул поздно вечером во вторник.
Десятки тысяч человек собрались в центре Каира. Так они решили завершить "День гнева", который, по всей видимости, перерастет в "Неделю гнева". Покричать вдоволь о всем, что накопилось, полиция разрешала митингующим в течение нескольких часов. Затем у властей явно сдали нервы. И началось. Причем не только в Каире. С одной стороны - камни и палки, с другой - водометы, резиновые пули и слезоточивый газ. По официальной информации, жертвами столкновений во вторник стали три человека - двое протестующих в городе Суэц на севере страны и один полицейский в Каире. Как сообщается, они получили травмы, не совместимые с жизнью, попав под град камней. Пострадавших около сотни.
Таких многочисленных и крайне эмоциональных протестов Египет не видел, наверно, никогда. Причем речь не идет о спонтанном прорыве народного гнева. Последние несколько лет все труднее было не замечать симптомы приближающегося правительственного кризиса. С каждыми выборами в Египте все более громко звучал голос набиравшей политический вес оппозиции.
А египетские власти в ответ не лечили прогрессирующую болезнь, а лишь на время сбивали температуру. Теперь от президента Египта Хосни Мубарака зависит, продолжится ли предсмертная агония или египетским властям удастся убедить народ в том, что у скопившихся проблем есть мирное нереволюционное решение.
Очевидно, что жесткий вариант разгона демонстрантов, в результате чего может погибнуть много людей, поставит на имидже Мубарака как мудрого политика мирового масштаба крест. К примеру, официальный представитель госдепартамента Филип Кроули открыто объявил, что США рассчитывают, что египетские власти будут "мирно контролировать" проходящие в стране акции протеста. В Париже полностью согласились с Вашингтоном. В своем выступлении шеф внешнеполитического ведомства Франции Мишель Альо-Мари заявила, что каждый должен иметь право на участие в манифестациях и при этом не стать жертвой насилия: "Речь не идет о вмешательстве Франции, это не входит в наши принципы, но в наши принципы входят усилия по росту уровня демократии и свободы во всех государствах".
Но как в сложившейся крайне сложной внутриполитической ситуации в Египте обеспечить право на волеизъявление и одновременно уберечь страну от анархии? На этот вопрос сейчас, очевидно, нет ответа ни у Мубарака, ни у его советников.
В среду египетская оппозиция вновь вывела людей на улицы Каира. Организаторы "Дня гнева" - молодежное движение "6 апреля" через свою группу в социальной сети "Фейсбук" призвало жителей страны снова собраться на площади Тахрир перед зданием МВД. Оппозиция уже открыто заявляет, что готовится повторить в Египте сценарий развития событий в Тунисе и не собирается сдавать свои позиции до тех пор, пока не будут выполнены их требования - отставка правительства, роспуск парламента и повышение заработной платы.
Тем временем в МВД Египта пригрозили, что больше не допустят провокационных действий, акций протеста и шествий, а в отношении их участников будет проводиться расследование. Первым делом египетские власти заблокировали сайт микроблогов "Твиттер", который, наряду с "Фейсбук", как и в тунисском революционном сценарии, сыграл роль катализатора протестов. Именно через эти электронные страницы распространяются призывы присоединиться к манифестациям. Тем не менее "Фейсбук" в Египте пока продолжает работать. В любом случае, блокирование Интернета явно не тот сценарий развития ситуации, который может увести митингующих с улиц египетских городов.
Шамиль Утоев, заведующий консульским отделом посольства РФ в Египте: Поскольку ситуация не переросла в чрезвычайную, вопрос об эвакуации российских туристов не стоит. В Каире их очень мало, а в курортных городах Хургаде и Шарм-эш-Шейхе все спокойно. Мы звонили местным представителям российских турагентств - они сообщили, что никакой угрозы безопасности наших туристов нет. В связи с этим единственное, что мы предприняли, - рекомендовали российским гражданам воздержаться от экскурсий в Каир до окончательной стабилизации ситуации. Наши туристы часто совершают такие поездки, чтобы посмотреть пирамиды и побывать в знаменитом египетском музее.
Сколько россиян сейчас находится в Египте, я точно сказать не могу. Знаю лишь, что за весь прошлый год страну посетили 2,5 миллиона россиян. Никто из них ни в посольство, ни в консульство не обращался. И мы надеемся, что и не обратится, так как ситуация находится под контролем и обострения мы не ожидаем.
Подготовил Виктор Фещенко