В подмосковном лесу космонавты проходят тренировки на выживание

По легенде учений космический корабль совершил аварийную посадку в зимнем лесу за три часа до заката.

Вокруг - ни души. Сняв полетные скафандры "Сокол" и натянув специальные теплозащитные костюмы, экипаж должен быстро смастерить себе "времянку", чтобы хоть как-то укрыться от ветра и мороза. В ход идут все подручные средства, включая парашют от спускаемого аппарата. Следующий этап - строительство более крепкого вигвама и разведение сигнального костра, оказание помощи пострадавшим. Но единственное, что есть при себе, - так называемый носимый аварийный запас.

Что это такое? Как правило, сюда входят нож, аптечка, из еды - то, где калорий побольше: концентраты, шоколад, сахар, сублимированное мясо. Здесь же 6-литровый бачок с водой, источник огня, элементы питания, компас, сигнальные средства. Кстати, есть и уникальный трехствольный пистолет с прикладом-мачете.

Свою живучесть в снегах показывают как космонавты и астронавты, которые готовятся лететь на МКС, так и кандидаты в российский отряд космонавтов. В числе первых в лесу "приземлился" экипаж, который возглавляет наш опытнейший Геннадий Падалка: за его плечами три длительных полета. Вместе с ним - коллега по экспедиции на МКС в 2012 году астронавт НАСА Джо Акаба и новичок Алексей Хоменчук. Алексей из набора в отряд космонавтов прошлого года.

Другие два новичка - Андрей Бабкин и Иван Вагнер обкатывают сложности "аварийной посадки" под присмотром Юрия Маленченко, тоже российского космонавта-старожила. Кстати, Маленченко вошел в историю космонавтики еще и как первый "звездный муж", вступивший в брак во время полета на орбите. Свое "да" невеста сказал ему, находясь на расстоянии более чем в 400 км от него. Третий экипаж полностью состоит из нелетавших космонавтов: здесь Олег Новицкий и Сергей Кудь-Сверчков, а также астронавт НАСА Кевин Форд. А вот в четвертой "тройке" - уже поработавший полгода на МКС Роман Романенко, новичок Денис Матвеев и опытный астронавт НАСА Томас Машбёрн. Кстати, теплозащитные костюмы у космонавтов что надо: в них спокойно можно выдержать в течение трех суток и минус 60 С. У каждого на поясе находятся датчики: состояние здоровья экипажей отслеживается с помощью системы дистанционного медицинского контроля, испытанной на Южном полюсе.

Главная задача - научить ребят правильно действовать в самых непредвиденных ситуациях при посадке. То, что к этому надо специально готовить, впервые стало понятно еще зимой 1965 года, после приземления в глухой пермской тайге Алексея Леонова и Павла Беляева. Космонавтам пришлось двое суток ждать, когда до них по глубокому снегу доберутся спасатели. "Смотрим друг на друга, - вспоминает Алексей Леонов. - Смешно. Одна голова из снега торчит. Развернули радиостанцию сразу. Дальность большая, несколько тысяч километров - ни ответа, ни привета".

Через десять лет примерно в такой же ситуации оказались при аварийной посадке "Союза" Василий Лазарев и Олег Макаров. Они приземлились в горах, где поисковый вертолет и сесть-то не мог. Экипаж был вынужден провести ночь на снегу у костра, и только на следующий день их забрала "вертушка", как говорят специалисты, "в режиме висения". А в 1977 году Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский приземлились на озеро... С тех пор зачет на выживание сдает каждый будущий космонавт. И не только в сугробах, но и на море, и в жаркой пустыне.

Между тем

Не успев "отдышаться" от первого своего выхода в открытый космос, находящиеся сейчас на МКС россияне Дмитрий Кондратьев и Олег Скрипочка уже готовятся к следующему, намеченному на 16 февраля. Они установят на поверхности станции новое оборудование для научных экспериментов, снимут с модуля "Заря" панели с образцами материалов, которые в перспективе будут применяться при строительстве космических кораблей. И запустят 30-килограммовый образовательный радиолюбительский спутник "Кедр". Напомним: "Кедр" - это был позывной Юрия Гагарина. Спутник будет передавать 25 приветственных сообщений на 15 языках, фотографии Земли и информацию от научной аппаратуры и служебных систем.