Своих избыточных таможенных постов в ближайшие два года лишатся Тамбовская, Орловская, Ивановская, Рязанская и еще ряд областей в Центральном федеральном округе. Об этом вчера сообщил журналистам начальник Центрального таможенного управления Сергей Прусов.
Масштабная реорганизация российских таможен связана в первую очередь с построением единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС с выдвижением таможенных пунктов из крупных городов на внешние границы страны.
В Москве и Московской области такая реорганизация, по его словам, на днях с успехом завершилась. Причем без негативных последствий для бизнеса, граждан и бюджета. Число таможенных постов, оформляющих большегрузные фуры, сократилось вдвое - до 29. Однако "запас прочности" у оставшихся таможен таков, что они способны в сутки принимать до 3,5 тысячи товарных партий при потребности в 2 тысячи фур. "Никаких коллапсов и неординарных ситуаций!" - похвалился Прусов. В то же время из Калужской области, которая буквально "кипит" от иностранных инвестиций и где на глазах растут заводы по производству отечественных "иномарок", таможенные посты выводить не будут.
Кроме того, таможенники делают ставку на новейшие электронные технологии. В частности, на предварительное информирование. Тогда декларации о ввезенных в Россию товарах можно будет подавать в любом таможенном органе страны, независимо от месторасположения.
На вопрос " РГ", внес ли перемены Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, начальник ЦТУ ответил, что пока не все гладко с общим таможенным законодательством, информационным обменом, в целом правилами игры. "Они должны быть одинаковыми", - сказал он. Если в России, по его словам, один и тот же товар оформляется, к примеру, за 10 российских рублей, то в Белоруссии и Казахстане никак не может оформляться за 3 доллара. "Тогда мы не будем терять ни одного рубля", - отметил Прусов.
Основная масса столичных грузов теперь оформляется на внешних границах с Украиной и Белоруссией. И автотранспорт, виновник пробок и плохой экологии, теперь практически в столицу не заходит, подчеркнул Прусов. 20-25 машин с коммерческими грузами, которые появляются в столице, по его словам, капля в море по сравнению с тем, что было раньше. В основном эти машины занимаются экспресс-перевозками, доставляя товары на международный главпочтампт, для выставок и вернисажей. В Подмосковье, правда, картина с грузовыми автомобилями другая. Там ежедневно под таможенный контроль попадает около полутора тысяч фур. Теперь, когда в Зеленограде открылась новая и единственная для региона Московская областная таможня, а в Москве из четырех осталась одна - задача совместно с московскими и областными властями организовать удобный трафик по всей области, отметил Прусов. При этом он посетовал, что необходимой координации таможенников с местными администрациями пока не наблюдается.
Отвечая на вопросы журналистов о кадровых переменах, Прусов отметил, что в 2010 году при реорганизации таможенных органов Московской области выходные пособия получили 500 сотрудников. С созданием Московской областной таможни на увольнение стоят еще 300 человек. В ближайшие два года планируется сократить госслужащих еще на 20 процентов. Впрочем, не так уж и много для 13,5-тысячной армии, работающих в одном только Центральном управлении. Прусов отметил, что таможня в попытках сохранить наиболее честный и квалифицированный личный состав предлагает людям работу и жилье в приграничных регионах, но на переезд соглашаются единицы.
Справка " РГ"
Центральное таможенное управление ФТС в 2010 году увеличило перечисления в бюджет на 26,5%, перечислив в доход бюджета 632,3 миллиарда рублей. По сравнению с 2009 годом объемы экспортных поставок выросли на 28%, импортных - на 34%. Экспорт, оформленный участниками внешне-экономической деятельности в Центральном федеральном округе, составил более 25 миллиардов долларов, импорт - более 77 миллиардов долларов.