20idei_media20
    26.01.2011 00:31

    Ространснадзор объявил о появлении нового вида террористической угрозы

    Появился новый вид террористической угрозы

    О появлении нового вида террористической угрозы заявил вчера журналистам заместитель главы Ространснадзора Владимир Черток.

    До этого в терминалах аэропортов, по его данным, не было взрывов.

    В основном террористы захватывали самолеты. Черток напомнил трагедию августа 2004 года, когда террористы взорвали российский самолет. Тогда это тоже расценили как новый вид террористической угрозы. До этого случая террористов-смертников на борту не было. И аэропорты во всем мире были оснащены системой, которая оберегает самолет от угона. Но она не обнаруживала взрывчатые вещества.

    Ситуация 2004 года, по словам Чертока, привела к тому, что во всем мире, в том числе и в России, были определены меры по усилению авиационной безопасности. Подписано совместное распоряжение минтранса и МВД "Об организационных мерах по обеспечению безопасности на объектах воздушного транспорта". Этот документ ввел в состав досмотровых групп в аэропортах сотрудников МВД, и именно они теперь имеют право осуществлять досмотр пассажиров. Сотрудники же аэропортов, по словам Чертока, осуществляют только техническое обслуживание средств досмотра. Если техника подает сигнал, то даже в чистой зоне, когда осуществляется предполетный досмотр, необходимо вызвать сотрудника милиции, поскольку только он может осуществить досмотр пассажира, еще раз пояснил Черток. Конечно, сотрудник аэропорта может вежливо попросить открыть чемодан, но если пассажир откажется, то на этом разговор должен быть закончен до прихода милиционера.

    Все эти полномочия расписаны в российском законодательстве, в том числе в Воздушном кодексе. Там же на владельцев аэропорта возложена обязанность обеспечить сотрудников милиции всей необходимой досмотровой техникой. Тотального досмотра пассажиров при входе в аэропорт нормативы не предусматривают. Интересно, что и в США, где перед полетом пассажиров заставляют раздеваться, нет нормы по досмотру пассажиров при входе в терминал. И даже рамки не установлены, уверяют эксперты..

    В России пассажиропоток растет с каждым годом. И если говорить о введении тотального досмотра при входе в аэропорты, то, по словам замминистра транспорта Андрея Недосекова, это потребует дополнительных людских ресурсов и финансов как со стороны федерального бюджета, так и владельцев терминалов. Последняя часть расходов будет включена в стоимость билета, следовательно, цена поездки будет выше. Кроме того, при тотальном досмотре и высоком объеме пассажиропотока людям придется приезжать в аэропорт не за два часа, а раньше.

    Впрочем, все это не так страшно, считают эксперты, поскольку речь идет о безопасности людей. Кстати, по их данным, аэропорт Домодедово, несмотря на то что там не досматривался каждый входящий, спецслужбами других стран оценивался по высокому уровню безопасности. В Домодедово проводились проверки, в том числе представителями Израиля и Америки. В свою очередь Андрей Недосеков отметил, что минтранс не намерен делать выводы на второй день после трагедии, кто допустил террористов в аэропорт. Он сказал, что идет следствие, уже изъяты видеозаписи, документы, в том числе связанные с работой тех служб, которые стоят на входе в аэропорт. И только после заключения следствия можно будет сделать какие-либо выводы.

    В России, напомним, уже начала действовать программа по транспортной безопасности. И специалисты ФСБ разработали специальные технические требования для средств обеспечения безопасности на транспорте. В прошлом году были определены пилотные зоны по защите доступа к транспортной инфраструктуре на железной дороге, в портах, автовокзалах, метро. Идет работа по формированию нормативных документов для создания системы, которая позволит мониторить передвижение и опасных грузов и пассажиров. Что касается изменения нормативов, то пока о том, чтобы Ространснадзор мог проверять объекты транспортной инфраструктуры чаще, чем раз в три года, речи не идет.